Все динамики могут быть активными или пассивными. В первом случае каждый динамик имеет свой собственный усилитель. Это облегчает подбор водителей и снижает общую стоимость системы. Однако это также повышает сложность обслуживания, установки и первоначальной настройки. Одиночные усилители являются наиболее распространенным дополнением к трехполосным комплектам.
Человеческое ухо способно различать частоты в диапазоне от 20 до 20 000 Гц.
- Однополосные системы, в которых один динамик воспроизводит весь диапазон частот.
- Двухполосные колонки, которые имеют два динамика, один для средних и низких частот, другой – только для высоких.
- Трехполосное оборудование – отдельный “динамик” отвечает за воспроизведение звуков в каждой полосе.
Это оборудование с большим количеством полос, где каждый динамик воспроизводит звук в определенном диапазоне частот. Наиболее популярными являются двух- и трехполосные системы, которые являются наиболее доступными по цене и при этом обеспечивают отличное качество звука.
С одной стороны, у такой звуковой системы есть преимущества – раздельные звуковые частоты с четким акустическим образом, но у такого разделения есть существенный недостаток, используемый только в автомобильном аудио.
Акустическое “опоясывание”
Что такое “частотная характеристика” на человеческом языке? Количество акустических полос в громкоговорителе относится к количеству независимых громкоговорителей, установленных в одном корпусе. Проще говоря, это количество “мини-динамиков” внутри одной большой колонки, которые предназначены для воспроизведения “своего” диапазона частот.
Двухполосная акустическая система имеет два динамика. Трехполосная колонка имеет 3 динамика. Ошибиться практически невозможно.
Теперь давайте поговорим о группах. Акустические системы делятся на односторонние, двухсторонние и трехсторонние. Конечно, существуют четырех- или пятиполосные колонки, но цена таких решений очень высока. Однополосные колонки – это колонки с одним широкополосным динамиком. Качественные колонки такой конструкции стоят довольно дорого, а это продукт скорее на любителя. Поэтому давайте обсудим двухсторонние и трехсторонние варианты более подробно.
Как выбрать оратора.
Я давно ничего не выкладывал, мне немного неловко перед своими подписчиками. Поэтому я решил разбавить свой небольшой блог о создании колонок смежной темой – выбором акустической системы для музыки. При выборе акустических систем человек, далекий от звукорежиссуры, сталкивается с непростой задачей – как выбрать идеальные колонки в рамках своего бюджета. На рынке представлено множество моделей всех форм и цветов, и почти каждая из них восхваляется в аудиожурналах и на веб-сайтах. И вы не знаете, что выбрать, эта колонка имеет 3 динамика и стоит 20 000, а другая имеет 3 динамика и стоит 200 000. Я хочу помочь неподготовленным любителям музыки разобраться в особенностях акустических систем.
Небольшая оговорка. Все преимущества и недостатки акустических систем, описанные ниже, носят чисто аналитический характер и не являются 100% утверждениями о конкретной модели акустической системы. Я попробую описать основные принципы отбора, что-то вроде, вот машину с квадратными колесами не берите. Все советы служат лишь для того, чтобы направить неопытного человека по правильному пути в выборе. Окончательное решение о покупке той или иной модели обязательно должно приниматься после расспросов.
Итак, с чего начать. Я хотел бы начать с определенной философии выбора. Прежде всего, при выборе помните, что нужно думать головой и слушать ушами. Ни в коем случае не доверяйте журнальным статьям и тестам, я еще не сталкивался с плохими статьями или тестами, но есть много плохих динамиков. Во-вторых, не доверяйте отзывам в интернете. Если кто-то никогда в жизни не слышал ничего лучшего, кроме всех микролабов Sven, то любая колонка более высокой категории покажется ему превосходной. Лестных отзывов о плохих колонках в интернете, наверное, процентов 70. Лучше почитайте отрицательные отзывы, повторяющиеся недостатки от разных людей – это хоть какой-то аргумент.
Далее рассмотрим конструкцию динамика. Для многих людей колонка – это просто непонятная коробка с динамиками. Что в нем находится и как он играет – совершенно не понятно. Но на самом деле все не так сложно.
Громкоговоритель состоит как минимум из трех компонентов: корпуса, динамиков и кроссоверов. Я думаю, что первые два пункта понятны, но третий немного сложнее. Кроссовер разделяет сигнал от усилителя на полосы воспроизведения: низкие частоты (НЧ), средние частоты (СЧ), высокие частоты (ВЧ). Один или несколько спикеров отвечают за каждую группу. Важно понимать, что количество выступающих и количество групп различны вещи. Например, приведенные ниже колонки имеют по 3 динамика, но являются двухполосными, причем 2 динамика отвечают за низкочастотный диапазон.
Как я уже упоминал, фильтр, также известный как кроссовер, отвечает за разделение полосы частот. В это трудно поверить, но именно он отвечает за качество звучания колонок. Конечно, колонки оказывают наибольшее влияние на звук, но с плохим кроссовером даже самые дорогие колонки будут звучать ужасно. Очевидно, что при выборе вы не сможете разобрать колонку, чтобы проверить качество кроссовера, но даже если вы это сделаете, вы не сможете определить, хорошо или плохо он спроектирован. Хотя, например, кроссовер, на который я наткнулся в одной из бюджетных ям, определенно полное дерьмо.
Тем не менее, иногда о его качестве можно судить косвенно. Давайте рассмотрим несколько примеров.
На рынке есть несколько моделей, у которых НЧ-динамик расположен сбоку, напр.
Таких моделей следует избегать, и вот почему, не вдаваясь в теорию: из-за характера распространения звуковой волны боковой НЧ-динамик не должен играть выше 300-400 Гц, иначе произойдет спад в комбинированной амплитудно-частотной характеристике. Чтобы разделить низкочастотный динамик на этой частоте, кроссовер должен иметь индуктивность с высоким номиналом. Катушка хорошего качества с нужными параметрами стоит 3-4 тысячи, или 7-8 тысяч на пару колонок. Стоит ли использовать такие катушки в колонке, которая стоит, например, 30 000 злотых? Думаю, ответ очевиден.
В большей или меньшей степени из-за тех же особенностей левый динамик будет дополнительно иметь провал на частотах 2-3 килогерц. Что-то в этом роде. Расположение среднечастотных динамиков, если их несколько, должно быть сверху и снизу трубы, а не только снизу.
Теперь поговорим о сборках. Акустические системы делятся на односторонние, двухсторонние и трехсторонние. Есть, конечно, 4-5-way, но цена таких решений довольно высока. Однополосные колонки – это колонки с одним широкополосным динамиком. Качественные колонки с такой конструкцией стоят довольно дорого, и это скорее продукт на любителя. Поэтому остановимся подробнее на двухстороннем и трехстороннем вариантах.
Зачем вообще разделять полосы в колонке? Почему бы не доверить все одному динамику, который воспроизводит всю гамму? Потому что, к сожалению, идеальный динамик еще не изобретен. Каждый динамик хорош в своей группе. Вы не можете заставить басовый сабвуфер воспроизводить средние частоты, а крошечный твитер бесполезен в ожидании басов. Поэтому для покрытия всего слышимого диапазона в колонке требуется несколько динамиков с разными частотами. Так сложилось, что двух- и трехполосные системы являются наиболее популярными, когда речь идет о соотношении цены и качества. В двухполосной системе НЧ- и СЧ-динамики управляются низкочастотным динамиком, а твитер, пищалка, как его обычно называют, отвечает за высокие частоты. В трехполосных колонках добавляется среднечастотный динамик, который освобождает НЧ-динамик от необходимости воспроизводить средние частоты. Дальнейшее увеличение количества диапазонов значительно влияет на стоимость, 4- и 5-полосные системы уже стоят несколько сотен деревянных.
Как же выбрать между двухсторонней и трехсторонней конфигурацией? И это довольно просто, когда дело доходит до выбора. Трехсторонняя связь всегда лучше двухсторонней в том же ценовом диапазоне. Опять же, не вдаваясь в теорию, отдельный динамик нужен для качественного воспроизведения средних частот, которые являются самыми важными в музыке (да, не басы, чтобы грохотать, и не высокие частоты, чтобы тарелки пели, а именно средние частоты), В 2-полосных колонках качество воспроизведения средних частот мешает басам, динамик просто не успевает воспроизводить середину, когда ему постоянно приходится вздрагивать от низкочастотной составляющей сигнала. Исключением может быть система, в которой присутствует сабвуфер, и низкочастотная составляющая назначается на него, о чем стоит упомянуть ниже. Стоит также отметить, что если планируется напольная система, то не следует выбирать двухсторонний вариант. Двухполосные полочники обычно выбирают, когда нет места, или для АС тыловых каналов, использование их в качестве стереопары для музыки, лично для меня, является расточительным выбором.
Теперь поговорим о размере. И это всегда и везде имеет значение, просто не всегда для одной стороны. Больше иногда не значит лучше, а в случае с акустикой это еще хуже.
Давайте начнем снизу, а точнее, с баса. Существует также разница в критериях выбора между двухполосными и трехполосными колонками. Давайте начнем с двух. Оптимальный размер низкочастотного динамика в двухполосной колонке составляет 5-6 дюймов. Такая колонка обеспечит приемлемые низкие частоты и не испортит средние частоты, не стоит выбирать двухполосную колонку с 8-дюймовым НЧ-динамиком, хотя такая колонка будет иметь больше басов, но средние частоты в ней будут очень низкого качества. Например
Если в колонках планируется поддержка сабвуфера, выбирайте модели с 5-дюймовым динамиком, такие колонки дадут хорошие средние частоты, а недостаток басов компенсирует сабвуфер. Если сабвуфер не планируется, отдайте предпочтение моделям с 6-6,5-дюймовым динамиком, такой динамик обеспечит компромисс между достойными басами и приемлемыми высокими частотами.
Теперь о трехполосной колонке. В настоящее время подавляющее большинство моделей, представленных на рынке, имеют 6-дюймовый низкочастотный динамик или более. И это нехорошо. 6-дюймовый динамик не может обеспечить адекватный глубокий бас, даже если их несколько. Для трехполосной колонки размер НЧ-динамика не должен быть меньше 8 дюймов. Модели с таким сабвуфером обычно стоят дороже, но сабвуфер вам не нужен, поэтому дороже не выходит. Например, не стоит покупать такие колонки, в них установлены 5-дюймовые басовые динамики. Не стоит ожидать от них басов.
Теперь перейдем к среднему диапазону. Размер среднечастотного динамика не должен быть слишком большим, оптимальный размер – 5 дюймов. Такой размер обеспечит хорошую отзывчивость легкого динамика при воспроизведении средних частот, не жертвуя чувствительностью в ущерб размеру. Например, 6-дюймовая модель, которая, скорее всего, будет такого же размера, как и НЧ-динамик, – не самая лучшая идея.
Что касается твитера, то здесь нет определенных критериев, в двухполосной системе он должен быть в идеале больше, чем в трехполосной. Но это больше зависит от качества настройки кроссовера, чем от размера колонки.
Думаю, я продолжу. Конечно, я могу написать гораздо больше, возможно, будет вторая часть. А пока, если что-то непонятно, я отвечу в комментариях).
P.S.3 для самых талантливых!
Три или два? – Вот в чем вопрос! Для тех, кто делает этот выбор….
Я предполагаю, что следующий текст будет иметь отношение к FAQ, потому что вопрос задают многие начинающие, а не только любители AutoSound, а ошибки в трехполосных системах допускают практически все и очень часто.
* Вопрос, безусловно, актуален, но в ФАК он не попадет из-за многочисленных неточностей, в том числе в “аксиомах”. Пожалуйста, не воспринимайте это как официальный ФАК! MiX
Ниже приводятся предположения в пользу той или иной системы. Возможно, они избавят вас от многих вопросов о создании собственной музыкальной системы в автомобиле.
Лучше иметь двухстороннюю или трехстороннюю систему? Когда следует начинать строить трехполосную систему, а когда лучше этого не делать.
Вот несколько аксиом автозвука, которые помогут вам начать работу. Не осознавая их, вам вообще не нужно утруждать себя автозвуком, потому что это A-Z и постулаты.
AXIOM #1. – Каждая автомобильная система должна быть подключена к каждому каналу отдельно, источник или внешний процессор должен дать соответствующие задержки для каждого канала, установить номинал и частоту среза (внимательно читайте не только частоту, но и частоту среза!), и, конечно, процессор или источник должен иметь хороший эквалайзер, разработанный.
– Например, если вы хотите построить так называемую систему 2+ (т.е. систему, в которой среднечастотный и высокочастотный динамики соединены через кросс-переход), это глупо, потому что вы не сможете правильно смикшировать среднечастотный и высокочастотный динамики.
– Например, если у вас нет денег на внешний процессор (из тех, что сейчас есть в продаже и популярны три контроля – это Beat Ones, Alpine 800 (внешние процессоры) и Pioneer 99, как отдельные автомагнитолы). Стоимость каждого из них составляет не менее +-29 тысяч рублей (новые). Если для вас жалко отдавать такие цены, чтобы начать управлять тройкой, то забудьте об этом на данный момент. Иначе ничего полезного из этого не выйдет.
Аксиома № 2. – Трехсторонняя система является правильной только в том случае, если блок MF установлен на верхней части торпеды или на ее краю в верхней части. То есть, установка средней части в дверь (как, например, штатное сиденье во многих BMW или Mercs) – это скорее недостаток данной схемы. Расположение MF настолько неудачно, что принесет больше вреда, чем пользы. Среднечастотный динамик всегда должен быть установлен вверх и направлен на слушателя, а не в сторону.
Заключение аксиомы:
– Если вы хотите вытеснить среднечастотный диапазон в дверной проем (например, BMW или другие автомобили), лучше отказаться от высоких частот, так как они принесут средним частотам больше вреда, чем пользы. Установка СЧ имеет значение только в верхней части переборки (если стоять лицом к слушателю), или над переборкой на подставках, или в самой переборке сверху, лицом к окну.
– Если обычное место для МП находится в переборке и обращено к ветровому стеклу, следует учесть еще один момент: если ветровое стекло автомобиля сильно наклонено, вы можете поймать много отражений (застой), и это может принести МП больше вреда, чем пользы. Поэтому, устанавливая среднечастотный динамик в перегородку (вверх), всегда учитывайте, что желательно направить среднечастотные динамики в сторону слушателя, чтобы избежать овердрайва и прочего буминга (даже без овердрайва может быть достаточно буминга).
Аксиома №3 – Среднечастотный динамик должен быть конусным, желательно с большим диаметром диафрагмы (в некоторых случаях 10 см, если очень хочется, подойдет и 7 см). Почему не купол? Купол не позволит раскрыть истинный потенциал трехполосной системы, поскольку не позволит нагрузить среднечастотный диапазон чистым басом. Кроме того, частота среза купольной среднечастотной секции всегда будет находиться в очень некомфортной области частот 600-1200 Гц, которые являются самыми важными “герцами” и которые не являются оптимальными для разрыва любой колонки. В любом случае, грамотная среднечастотная купольная система будет лучше аналогичной двухполосной, но, опять же, я бы не стал называть ее полноценной трехполосной системой, поскольку в трехполосную систему я вкладываю иной смысл (полное “выжимание” всего, что можно).
– заключение:
В трехполосной системе лучше всего использовать 10-см конусные среднечастотные динамики. Среднечастотник диаметром 7 см может играть не так низко, как 10 см, но он все равно будет важен, даже если он меньше. Купольные среднечастотники – это немного экстремальное решение, и, кроме того, неизвестно, имеет ли купольный среднечастотник хоть какое-то значение в системе. На мой взгляд, за те же деньги проще построить двухполюсную колонку, которая будет работать так же хорошо, как и трехполюсная. Для чего же нужны купольные среднечастотные динамики? На мой взгляд, в этом нет необходимости. Хотя некоторые из них можно использовать в качестве широкополосных усилителей (широкополосные колонки как часть двухполосной акустической системы). Купол также может быть полезен, если вы настаиваете на трехполосной системе (с тем же успехом можно выстрелить себе в голову) и у вас нет места для среднечастотного динамика большего размера.
Аксиома №4. – Трехполосная система с прямым массивом ВСЕГДА лучше, чем двухполосная. Очевидно, что двухполосный намного проще в настройке, но при правильной настройке обоих, трехполосный всегда будет иметь преимущество с большим отрывом. Даже более бюджетная трехполосная система будет звучать серьезнее и лучше, чем гораздо более дорогая двухполосная.
Выводы:
Трехсторонняя система актуальна только в том случае, если вы уже полностью освоили двухстороннюю систему. Вы поняли, как работают задержки, что такое фазировка и т.д. и т.п. Если у вас нет опыта, трехполосная система только подорвет ваше желание заниматься автозвуком, потому что ее будет гораздо сложнее правильно построить, чем двухполосную. Трехполосная система НЕ для новичков! Никогда не начинайте с одного! Если у вас в гараже на соревнованиях нет нескольких кубков SQ, вы не сможете справиться втроем (конечно, это очень утрированное высказывание). Конечно, вы можете попросить своих “старых друзей” помочь вам в строительстве, если они есть в городе. Трицикл лучше, но только в правильных, опытных руках. В остальном трицикл ужасен (ну, немного преувеличиваю).
Аксимома №5. – Зачем нужна трехполоска? а) Чтобы облегчить нагрузку на каждый динамик в системе, чем более узкий диапазон частот воспроизводит данный динамик, тем лучше он справляется. б) Чтобы поднять звуковую сцену и построить ее еще более точно, разместив среднечастотный динамик в более оптимальном “вертикальном” пространстве.
заключение:
При выборе трехполосной системы следует более тщательно подбирать низкочастотный и высокочастотный динамики. Все думают только о мидрейндже, а это неправда, или правда только наполовину. Цель высоких частот – получить максимум от всего: низких, средних, высоких частот. Поэтому при выборе НЧ-динамика для трехполосной системы ищите очень НЧ-динамики, а также ВЧ-динамики, которые хорошо играют вверх. Иначе мы собственными руками выжжем одно из преимуществ трехполосной системы.
Аксиома № 6. Для 10 см НЧ-динамиков в среднем требуется 0,8-1,5 л. 7 см +- 500 грамм НЧ-динамики. Эти колонки не могут воспроизвести НИЧЕГО, либо делают это заметно хуже. Особенно эти колонки не могут играть на 1 общей громкости, например, с НЧ-динамиками.
заключение:
– Есть ли объемное пространство в торпеде под динамиком для этого динамика? Средний среднечастотный динамик диаметром 10 см требует объема 0,8-1,5 л. Часто, в некоторых автомобилях, вы можете прикрутить среднечастотный динамик в его нормальное положение, но вы не сможете получить там необходимую для него громкость! Это принесет больше вреда, чем пользы.
– Если вы хотите установить среднечастотные динамики на столб, сразу обратите внимание на размеры столба. Минимальный объем 800 грамм на 10-сантиметровом среднечастотном динамике в узкой стойке может выглядеть настолько уродливо, что даже высококлассное звучание не компенсирует уродливый вид всей конструкции. При установке СЧ на стойку имейте в виду, что стойка должна быть широкой и конечный вид не будет ущербным (конечно, можно попытаться найти компромисс и поискать диффузор с центром 7 см, это потребует +-500 грамм объема и такая “грудь” может выглядеть лучше, хотя более приятный размер СЧ 10 см), но на стойке, например, ВАЗ 2109 даже 400 грамм объема будут смотреться плохо, а хороший звук того не стоит (кроме совсем экстремальных).
Подведем итоги.
Вам следует забыть о треугольнике как о дурном сне, если:
У вас нет бюджета, чтобы позволить себе процессор, способный управлять трехполосной системой, и дополнительные расходы на среднечастотную секцию. Трехсторонняя система по своей сути является дорогой и сложной.
У вас недостаточно навыков для установки двусторонних систем, вы только начинаете разбираться с автозвуком, а в случае “чрезвычайной ситуации” вы не можете найти подходящего специалиста в своем городе, который бы рассказал вам, что к чему. Кроме того, ваши навыки и понимание автозвука должны быть высокими и находиться на уровне не ниже “соревновательного”.
У вас нет места в автомобиле, где можно грамотно установить среднечастотник и не превратить машину в нечто уродливое и ужасно хриплое. ДА, но трехполосную систему в некоторых автомобилях нельзя установить В ПРИНЦИПЕ “не убив” дизайн интерьера.
P.S..
Сразу предупреждаю, что спорить с моими аксиомами бессмысленно – на то они и аксиомы. Однако, я предполагаю, что люди начнут “оспаривать” тогда такие сообщения, во избежание ФЛУДА, я буду удалять! Но… В случае, если одна и та же аксиома опровергает многие, я позже возьму и разберу ее в отдельном посте, где все, что касается этой аксиомы, может быть прописано полностью. Это будет и удобно, и правильно, а главное – никого не обидит, потому что выразит ВСЁ. Поэтому обижаться на то, что я что-то рубанул не стоит, так как эта тема будет всплывать в последующих сообщениях и ваше мнение и вопросы не будут забыты или проигнорированы.
Речь идет о системах SQ, то есть о высококачественном звуке внутри автомобиля. Когда речь идет об орушке (эстраде и т.д.) для озвучивания в основном вне автомобиля, все приведенные правила, конечно, не действуют.
P.S.3 для самых талантливых!
Все ваши возражения и полный разносторонний анализ этих вопросов будут в следующем посте или в одном из них, где я объясню ваши возражения против аксиом более подробно и на более сложном техническом языке. Об этом я писал выше, но к сожалению, ряд совершенно мудрых товарищей (кстати, у которых с физикой вообще проблем нет – об этом слишком подробно с указанием где именно не проблемы, так как кстати и с головой не всегда хорошо) почему-то стали срочно писать и отдельным постом заданные вопросы. Я прошу этих господ успокоить свои шизофренические настроения, навеянные отвратительной погодой, и жду отдельного поста о ваших вопросах и проблемах. Тем более, что им не стоит кричать пустыми словами, что то, что написано в Автозвуке и учебниках физики – это БРЕХНЯ. Скажем так, мой пост построен на них. Более сложные с технической точки зрения будут выложены на следующей неделе. Еще раз, пожалуйста, подождите и проявите милосердие.
Особенно большим любителям наводнений – предлагаю отдельное видео для вашего удовольствия от просмотра. Скажем так, будучи поклонником творчества Филипа, тем больше я хотел бы согласиться с этим видео.
PS4 мудрый комментарий от C5D
Действительно, существует множество среднечастотных колонок, для которых оптимальным является объем более полутора литров. Есть несколько – я не упомянул об этом в начале, но меня поправили. Поэтому при выборе среднечастотного динамика необходимо определить, какой тон для него оптимален, а это еще больше усложняет ситуацию.
Такая конструкция может вызвать некоторые искажения в сигнале, например, усиление тона, особенно на высокой громкости. Поэтому не рекомендуется устанавливать громкость на максимум, тогда искажения будут едва заметны.
Что лучше – трехполосная или двухполосная акустическая система?
Стоит ли выбирать двухполосные или трехполосные колонки для своего автомобиля? Это вечная борьба, откровенно говоря, с переменным успехом. Однозначного ответа нет, поскольку многое зависит от требований к качеству звука, особенностей оформления салона и, конечно, финансовых возможностей владельца автомобиля.
Для каждой системы есть свое место. Конечно, трехполосные колонки намного сложнее двухполосных, но они дают более точный звук. Это связано с тем, что трехполосные системы способны генерировать высокое звуковое давление, поэтому даже при воспроизведении музыки на высокой громкости звук будет очень чистым, практически без искажений.
Также стоит помнить, что установка трехполосных колонок требует больших усилий, так как это не простая процедура, требующая знаний. Самое сложное в установке трехполосных колонок – это кроссовер. Это связано с тем, что обычный кроссовер обычно может правильно выполнять свою работу только в том случае, если колонки расположены на идеальном расстоянии от слушателя. Но добиться этого в салоне автомобиля сложно.
Трехполосная система сложна в установке, поскольку человек, который будет ее устанавливать, должен обладать отличным музыкальным слухом. Также потребуются специальные инструменты. Конечно, работа таких специалистов не может быть дешевой.
Следует отметить, что общая картина рассеивания трехполосных колонок более предсказуема, чем у их двухполосных собратьев. Это делает звук максимально естественным.
Но есть и некоторые недостатки. Например, 3-полосные колонки значительно дороже 2-полосных, как сами по себе, так и с точки зрения затрат на установку. А в некоторых случаях установка трехсторонних опций не представляется возможной по тем или иным причинам. В результате у водителей есть только две полосы движения на выбор.
Так что же делать, и какую систему лучше установить в автомобиле?
К сожалению, простого ответа на этот вопрос не существует. Многое зависит от того, сколько автовладелец готов потратить. Если одно из ваших главных требований к колонкам – получить отличное воспроизведение музыки с идеальным качеством звука, без искажений, то 3-полосные колонки – лучший выбор. Если ваш бюджет ограничен и вы не слишком придирчивы к качеству звука, двухполосные колонки вполне подойдут. Самое главное – выбрать хорошего и надежного производителя, тогда звук будет хорошим и ровным, без искажений.
В нашем интернет-магазине 130.com.ua вы можете купить автомобильные колонки в Киеве, Харькове и Одессе любого типа по самой выгодной цене. Доставка осуществляется по всей территории Украины.
В двухполосных системах мидбасы занимают широкий диапазон частот, обычно от 50-60 Гц и до 3-5 кГц. И именно здесь большинству производителей приходится идти на компромисс, поскольку басовые колонки теряют много деталей в средних частотах, а легкие и отзывчивые колонки легче воспроизводят средние частоты, но обычно не воспроизводят басы.
Двухполосная или трехполосная аудиосистема?
Человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 000 Гц. Поэтому качество звука напрямую связано с воспроизведением чистых звуковых волн в этом диапазоне. Для достижения этой цели акустические системы были разделены на те, которые воспроизводят низкие (20-150 Гц), средние (150-2000 Гц) и высокие (2000-20 000 Гц) частоты.
В этом контексте он и появился:
- Однополосные (широкополосные) колонки – один динамик отвечает за весь частотный диапазон;
- Двухполосные колонки – состоят из двух компонентов, один динамик для средних и низких частот, другой – только для высоких частот;
- Трехполосная акустика – каждая группа имеет отдельный динамик (среднечастотный, среднечастотный, высокочастотный).
Обратите внимание, Мы говорим здесь не о коаксиальных, а о компонентных динамиках. Наиболее распространены двухполосные колонки.
Односторонняя акустика
Такие колонки часто встречаются в дешевых автомобилях, где производители используют экономный подход к аудиосистемам и устанавливают дешевые полнодиапазонные колонки, воспроизводящие весь частотный диапазон. Такие колонки не являются и никогда не будут эталоном качества звука. Проще говоря, один динамик не может качественно воспроизвести все частоты.
Динамики Bi-way
В двухполосных системах среднечастотный динамик должен работать в широком диапазоне частот – обычно от 50 до 60 Гц, вплоть до 3 Гц – 5 кГц. И именно здесь большинству производителей приходится идти на компромисс, потому что басовые колонки теряют много деталей в средних частотах, а легкие и отзывчивые колонки легче воспроизводят средние частоты, но они, как правило, не являются басовыми колонками.
ВЧ-динамики прекрасно работают в диапазоне 2 – 3 кГц, но не так легко и прозрачно на самом верху, а ВЧ-динамики, звучащие с выдающейся детальностью, как правило, хороши только в диапазоне 6 – 7 кГц. В результате двухполосная система обеспечивает оптимальное качество звука.
Преимущества двухполосных колонок:
- Огромный выбор в каждом ценовом диапазоне;
- Простота установки и настройки;
- Высокая согласованность между динамиками, что приводит к улучшению качества звука;
- Естественный, “реалистичный” звук, но не идеальный.
Недостатки двухполосных колонок:
- Динамики имеют более широкий диапазон воспроизводимых частот.
Трехполосная акустика
Трехполосные колонки более привлекательны. В нем каждый динамик отвечает за более узкий диапазон частот. Среднечастотники сосредоточены на низких частотах, детали в среднем диапазоне для них не так важны. Кроме того, расширяется выбор места их размещения, поскольку на низких частотах наши уши не способны определить направление звука.
Также в случае с твитерами нет необходимости идти на компромисс, и ничто не мешает сделать среднечастотную часть выше, чем в двухполосных колонках, что является огромным плюсом.
Самым важным является средний диапазон. На наш слух, это наиболее информативное решение, а среднечастотные динамики более компактны, поэтому вариантов установки гораздо больше. Верхняя часть торпедо, кронштейны ветрового стекла. Для двухсторонних устройств нет такого выбора мест монтажа. ⠀
Прежде чем покупать, подумайте об этом. Да, звуковой потенциал выше, но сложность установки и настройки возрастает на порядок. В результате плохо настроенная трехполосная система будет звучать хуже, чем хорошо настроенная двухполосная.
Преимущества трехполосной акустики:
- Естественный, Hi-End звук;
- Динамики получают более узкую частотную характеристику и полностью раскрывают свой потенциал;
Недостатки трехполосной акустики:
- Сложность установки и настройки звукового потенциала;
- Требуются дополнительные инвестиции (процессор, усилители, изготовление корпуса, помощь специалиста);
- Ограниченный выбор.
Вопрос цены
Двухполосные колонки значительно дешевле, чем установка трехполосного комплекта.
Все, что требуется, это два динамика, один кроссовер, один усилитель и, самое главное, простая установка и настройка.
Трехсторонний комплект сложнее, поэтому его стоимость намного выше, чем двухстороннего. Кроме того, для установки таких колонок вам придется пригласить профессионалов – без специального измерительного оборудования и острого уха установленная система будет звучать так же хорошо, как и двухполосная акустика, а может быть, даже хуже.
Это фазовое опережение зависит от конструкции динамика. Опережение фазы будет наибольшим при использовании фазоинверторной системы. Вес приводного блока также имеет значение: чем тяжелее приводной блок, тем больше сдвиг фаз.
Громкоговорители полного диапазона
Это самая популярная категория, через которую 95% людей предпочитают слушать музыку. В эту группу могут входить наушники, автомобильные колонки. Как и автомобильные колонки, в большинстве случаев это нефильтрованный (без фазовых искажений) СЧ/НЧ-динамик с добавлением высокочастотного динамика.
Общим для всех широкополосных акустических систем является естественное, неискаженное звучание. Фазовые искажения отсутствуют, потому что нет фильтров для их увеличения. В результате получается именно стереофоническое звучание. Не причудливый псевдостереокалейдоскоп. Это особенно заметно в трехполосных системах. Чтобы выяснить, как акустически ощущаются фазовые искажения здесь .
Фазовые искажения в широкополосных динамиках обусловлены только физическим свойством самого динамика. На резонансной частоте всех громкоговорителей фаза опережает основной сигнал.
Этот фазовый сдвиг зависит от конструкции громкоговорителя. Шкаф поперечного волновода имеет наибольший фазовый сдвиг. Вес приводного устройства также имеет значение: чем тяжелее приводное устройство, тем больше будет сдвиг фаз.
Двухполосная компонентная автомобильная аудиосистема (двухполосная, компонентная система) состоит из:
Двухполосная компонентная автомобильная аудиосистема (двухполосная, компонентная система) включает в себя:
- пищалка (твитер)
- мидбас (большой динамик в нижней части двери)
Мидбас воспроизводит частотный диапазон от 50 Гц до 4000 Гц
Почему? Элементарно: мидбас нельзя разместить в стойках лобового стекла или в торпедо, поэтому большой динамик, воспроизводящий огромную частотную характеристику (50Гц-4000Гц), автопроизводители размещают в самом пустом месте – в двери, к тому же дверь имеет воздушный объем, который отлично подходит для диффузионных динамиков.
Динамики, в отличие от мидбасов, небольшие – их можно вмонтировать в колонны, в треугольники зеркал, в торпеды. Вот что они делают.
Большой и тяжелый диффузор мидбаса не может хорошо воспроизводить высокие частоты из-за своей конструкции, веса и т.д. Твитер (пищалка) покрывает только недостающий диапазон частот 4000-20000 Гц. Кажется, что это решает все проблемы, и на этом можно остановиться. Почти все производители автомобилей делают это. Более того, большинство тюнинг-ателье, включая Accent-Audio, занимаются обработкой. замена дешевых заводских среднечастотных и высокочастотных динамиков на новые, качественные, громкие, четко дифференцированные двухполосные динамики. Этот процесс оправдан, а результат впечатляет не только клиента, но и судей на соревнованиях по автозвуку (если в процессе замены не используются руки и отвертка).
Однако в общем качестве звука разница между 82 и Focus 140 однозначна и не в пользу 82.
токарь
Цитата: Скорее некоторые (как производители, так и потребители) заблуждаются относительно объема, необходимого для басовых колонок, даже для помещения такого размера.
И почему-то чем меньше колонки, тем больше они гудят и рычат, в то время как “деревенские туалеты” выдают быстрые, точные басы.
Трехколоночная акустическая система при правильном подходе – это, по сути, то же самое, что и двухколоночная акустическая система с прикрученным снизу басом. Как и в случае с любой технологией, это вопрос компромисса и необходимой достаточности. Многие современные трехполосные колонки спроектированы таким образом, что лучше подпирать двухполосный сабвуфер, чем слушать попытки заставить 6,5-дюймовую колонку перекликаться с “оптимистично настроенным” фазоинвертором.
Читайте далее: