Менора что это такое?

Ханука

Менора (ивр. הרונמ , лит.), в иудаизме светильник, ритуальный атрибут скинии собрания (Марианский храм) и Иерусалимского храма. Согласно Библии, изготовление М. было приказано Богом пророку Моисею на горе Синай; он был сделан из чистого, кованого золота, весом в один талант, семисвечник – центральный столб, стоящий на основании, шесть ветвей которого уходили вверх, три справа и три слева; все семь ветвей были увенчаны светильниками (Исход 25:31-40; 37:17-24). М. устанавливался в скинии (храме) вне Святая Святых; зажигаемый ежедневно первосвященником, он должен был гореть с вечера до утра (Исх. 27:20-21; 30:7-8; Лев. 24:2-4).

MENORAH

Менора (ивр. הרונמ , лит. – Господь Саваоф, Господь Саваоф, Господь Саваоф, Господь Саваоф, Господь Израиля и Господь Израиля. Согласно Библии, выступление М. был заповедан Богом пророку Моисею на горе Синай; он был сделан из чистого кованого золота, весом в один талант, в форме семистворчатого подсвечника – столба, стоящего на центральном столбе, шесть ветвей которого простирались вверх, три справа и три слева; все семь ветвей были увенчаны светильниками (Исход 25:31-40; 37:17-24). Светильник находился в скинии (храме) за пределами Священного места; ежедневно зажигаемый первосвященником, он должен был гореть с вечера до утра (Исх. 27:20-21; 30:7-8; Лев. 24:2-4).

Рав Натан Агрес

История семисвечника – меноры [↑].

Согласно Книге Шемот (Исход), золотая семистворчатая менора, использовавшаяся для храмовой службы Менора был создан во время строительства Переносного Храма – Мишкана (он же Скиния Завета) Скиния завета). Это произошло во время первого года странствования по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник Аарон каждый день до наступления темноты зажигал в ней лампы. Утром лампы чистили и готовили к следующему освещению.

После того, как евреи прибыли в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шилохе. Когда царь Соломон (Шломо) построил Первый Храм в Иерусалиме, Менора была помещена туда вместе со всеми священными сосудами. Во Втором Храме также была менора.

Согласно Книге Царств(Млахим I, 7:29), в Первом Храме, Храме царя Шломо, было девять менор из чистого золота.

Мидраш рассказывает, что во времена царя Йешаяу – незадолго до разрушения Первого Храма – Менора вместе с Ковчегом Завета была зарыта в тайниках в глубине Храмовой горы. Некоторые считают, что менора была возвращена в Храм теми, кто вернулся из вавилонского плена. Однако, согласно другой версии, во Втором Храме была еще одна менора.

Однако во Втором Храме также была менора, состоящая из семи подсвечников. Он оставался там до тех пор, пока его не украли греко-сирийцы после захвата Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа и спаяли лампы оловом. Затем для Харма была сделана серебряная, а затем золотая менора.

В Мишне(Трактат Хагига, 3:8), говорится, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма менору перевезли в Рим и несли в триумфальной процессии, запечатленной на знаменитой арке Тита (интересно, что именно изображение на арке Тита послужило прототипом для семисвечника, изображенного на гербе Государства Израиль).

Вместе с другой добычей из храма семисвечники были помещены в Форум Веспасиана (так называемый “Храм мира”). “Храм мира), воздвигнутый в честь победы в Иудейской войне.

С течением веков все храмовые сосуды, включая менору, исчезли.

Ханукия имеет восемь лампад и вспомогательную лампу – шамаш. Шамаш используется для освещения. А свет восьми ханукальных свечей служит лишь для прославления великого чуда Хануки. Тот, кто зажигает ханукию в своем доме, мысленно поддерживает свет Иерусалимского Храма.

Менора и Ханука

В эти дни в каждом еврейском доме зажигается ханукальная менора, или ханукия, добавляя вечером по одному огоньку к каждому еврейскому светильнику.

Это менее известное имя за пределами еврейского мира. Наиболее известна менора.

На иврите это слово переводится как “светильник”.

В старину чаши меноры наполняли оливковым маслом, но теперь в них ставят свечи.

Самый простой способ отличить ханукию от меноры – по количеству рожков.

Считается, что идея меноры была подсказана Моисею самим Богом на горе Синай.

Менора была изготовлена Бецалелем бен Ури по божественным подсказкам. После строительства Иерусалимского Храма священная менора была внесена в Храм.

Однако менора стала символом иудаизма не сразу, а после того, как римляне потерпели поражение в восстании в первом веке нашей эры. Сотни тысяч еврейских узников были рассеяны по всей великой империи. Постепенно менора стала их религиозной и национальной эмблемой.

После создания государства Израиль 10 февраля 1949 года был открыт государственный герб. Семипламенная менора была вписана в щит голубого цвета.

Ханука – это несколько иной тип светильника. Менора зажигается каждый день, а ханукия – только в сезон Хануки.

Праздник длится восемь дней, столько, сколько горит масло в светильнике после чудесной победы Маккавеев в восстании против греков.

Вот почему в ханукии восемь горелок, и все они расположены на одном уровне, чтобы каждый огонек выделялся.

Ханукии могут быть сделаны из различных материалов и иногда представляют собой произведения искусства.

В доме может быть только одна менора, а количество ханукиев равно количеству мужчин в семье.

Почему у меноры семь огней? Он символизирует мир, который Бог создал за семь дней.

В ханукии восемь огней и дополнительный светильник – шамаш. Шамаш используется для освещения. А свет восьми ханукальных свечей служит лишь для прославления великого чуда Хануки. Тот, кто зажигает ханукию в своем доме, мысленно поддерживает огонь Иерусалимского Храма.

Ханукия может быть любой формы, но свечи должны быть расположены в ряд.

Считается, что менору из Второго храма украл Антиох Эпифан, тот самый сирийский правитель, чьи жестокие указы вызвали восстание Маккавеев. Считается, что новая менора была отлита по приказу Иуды Маккавея. Он стоял в Храме до поражения римлян.

Каждый раз, когда я уезжал или возвращался в Израиль, я подходил к пятиметровой меноре в аэропорту Бен-Гурион. Эта бронзовая “Менора мира” была сделана Сальвадором Дали во время его увлечения еврейской тематикой. Он был куплен франко-израильским бизнесменом Сами Плато-Шароном и передан в дар Израилю.

Он был установлен в аэропорту Бен-Гурион в 1998 году.

Ханука – это праздник света.

Ханука – это праздник чудес.

Пусть ваши любимые ханукальные свечи всегда сияют, а свет меноры освещает вашу душу!

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поставьте лайк! Нет проблем для вас, нет проблем для меня.

Даже если просто открыть Википедию, все становится понятно) Итак, “Менора (ивр. מְנוְ). מְנוֹרָה – менора, лит. “Светильник” у Евреев – это золотой светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время странствий евреев по пустыне, а затем в Иерусалимском Храме до разрушения Второго Храма. Это один из самых древних символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Сегодня менора (наряду с Маген Давидом) является самой распространенной еврейской национальной и религиозной эмблемой. Менора также изображена на гербе государства Израиль.

Почему у евреев главным символом является подсвечник?

Даже если просто открыть Википедию, все становится понятно) Итак, “Менора (ивр. מְנוֹרָה – менора, букв. “светильник”) – золотой семистворчатый светильник (семь свечей), который, согласно Библии, находился в шатре собрания во время странствий евреев по пустыне, а затем в Иерусалимском храме до разрушения Второго храма. Это один из самых древних символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Сегодня менора (наряду с Маген Давидом) является самой распространенной национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора также изображена на гербе государства Израиль”.

Далее, Электронная еврейская энциклопедия: “Менора (מְנוֹרָה; буквально `лампа’), восходящая к Библии, обозначает светильник с семью стержнями (семисвечник), один из культовых атрибутов скинии и позднее Храма. Изготовление меноры (как и всех священных сосудов в скинии и их расположение) было поручено Богом Моисею на горе Синай (Исход 25:9). (Там есть описание меноры). Со второго века было принято, особенно в диаспоре, украшать менорой стены гробниц, саркофагов и т.д., а в Эрец-Исраэль – включать ее в убранство синагог и их обстановку. В отличие от креста как символа христианства, менора стала символом иудаизма. Римские катакомбы (конец II-IV века) полны изображений как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Шеарим (2-4 век), где также были похоронены евреи из диаспоры, на их саркофагах были изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, очевидно, испытывали большую потребность обозначить свою религиозную и национальную идентичность соответствующим символом. Существует также предположение, что менора имела мессианское значение, символизируя веру в будущее пришествие Мессии. Каббалисты приписывали меноре мистическое значение (см. Каббала). Изображения меноры – не редкость, например, на стеклянных сосудах, печатях, камеях и т.д. (. ) Сегодня менора (наряду с Маген Давидом) является наиболее широко используемой еврейской национальной и религиозной эмблемой. Это главная эмблема Государства Израиль.

Даже если вы просто откроете Википедию, это будет ясно) Так, “Менора (ивр. מְנוֹרָה – менора, букв. “Светильник” у Евреев – это золотой светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время странствий евреев по пустыне, а затем в Иерусалимском Храме до разрушения Второго Храма. Это один из самых древних символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Сегодня менора (наряду с Маген Давидом) является самой распространенной еврейской национальной и религиозной эмблемой. Менора также изображена на гербе государства Израиль.

Почему у евреев главным символом является подсвечник?

Даже если просто открыть Википедию, все становится понятно) Итак, “Менора (ивр. מְנוֹרָה – менора, букв. “светильник”) – золотой семистворчатый светильник (семь свечей), который, согласно Библии, находился в шатре собрания во время странствий евреев по пустыне, а затем в Иерусалимском храме до разрушения Второго храма. Это один из самых древних символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Сегодня менора (наряду с Маген Давидом) является самой распространенной национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора также изображена на гербе государства Израиль”.

Далее, Электронная еврейская энциклопедия: “Менора (מְנוֹרָה; буквально `лампа’), восходящая к Библии, обозначает светильник с семью стержнями (семисвечник), один из культовых атрибутов скинии и позднее Храма. Изготовление меноры (как и всех священных сосудов в скинии и их расположение) было поручено Богом Моисею на горе Синай (Исход 25:9). (Со второго века, особенно в диаспоре, было принято украшать стены гробниц, саркофагов и т.д. менорами, а в Эрец Исраэль – включать их в убранство и меблировку синагог. В отличие от креста как символа христианства, менора стала символом иудаизма. Римские катакомбы (конец II-IV века) полны изображений как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Шеарим (2-4 век), где также были похоронены евреи из диаспоры, на их саркофагах были изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, очевидно, испытывали большую потребность обозначить свою религиозную и национальную идентичность соответствующим символом. Существует также предположение, что менора имела мессианское значение, символизируя веру в будущее пришествие Мессии. Каббалисты приписывали меноре мистическое значение (см. Каббала). Изображения меноры – не редкость, например, на стеклянных сосудах, печатях, камеях и т.д. (. ) Сегодня менора (наряду с Маген Давидом) является наиболее широко используемой еврейской национальной и религиозной эмблемой. Это главная эмблема Государства Израиль.

Определение происхождения древних символов и знаков – задача отнюдь не из легких, поскольку обычно об их происхождении ничего не написано, а если и было написано, то либо затерялось в глубине прошедших веков, либо первоначальная семантика была искажена до неузнаваемости. Хуже того, следы прошлого иногда уничтожаются в угоду религиозным, политическим, моральным и другим доктринальным соображениям, так что теряются не только эволюционные корни, но и целые пласты истории. Однако некоторые вещи можно проследить и реконструировать через семантические, этимологические, изобразительные и другие аспекты. Некоторые примеры ранее выполненных работ.

Это может показаться странным, но происхождение Распятия оказалось не таким уж сложным:

История происхождения меноры – 1

Выяснение происхождения древних символов и знаков – задача отнюдь не из легких, поскольку обычно не сохранилось никаких письменных свидетельств об их происхождении, а если они и были, то либо затерялись в глубине прошедших веков, либо первоначальная семантика была искажена до неузнаваемости. Хуже того, иногда следы прошлого уничтожаются по религиозным, политическим, моральным и другим доктринальным причинам, так что теряются не только эволюционные корни, но и целые пласты истории. Однако некоторые вещи можно проследить и реконструировать, используя семантические, этимологические, изобразительные и другие аспекты. Некоторые примеры ранее выполненных работ.

Это может показаться странным, но генезис Распятия, в конце концов, оказался не таким уж сложным:

Нетрадиционный генезис стержня кадуцей (ссылка 1, ссылка 2):

Происхождение другой фигуры, бога ИАО, также неизвестно историкам, которые ошибочно называют его Абрасакс:

Часто происхождение священных символов находится во власти церкви, которая руководствуется своими корыстными целями – она не жалеет денег, чтобы раскрыть собственное языческое прошлое и тем самым подорвать катехизис, как в случае с треугольник Спасителя и Печать Соломона:

Как видно из этих примеров, эволюция шла в разных направлениях, часто противоположных: в некоторых случаях происходила антропоморфизация символов, но чаще символизировались фигуры, чаще всего боги. Примером последнего является своеобразная метаморфоза Хора Бехдета в букву греческого алфавита:

Забегая немного вперед, можно заметить, что символизация фигур также привела к появлению меноры, но сначала давайте выясним, что мы о ней знаем.

1-я менора (на иврите: מְנוֹרָה – менора) – это. “лампа”..

2 Одна из особенностей меноры заключается в том, что единственным письменным источником информации о ней является Библия. Его расположение раскрывается следующим образом:

“И сделай подсвечник из чистого золота; из него вычеканен будет светильник; из него будет ножка его и стебель его, чаши его, завязи его и цветы его. И выйдут из боков его шесть ветвей: три ветви светильника из одной стороны его, и три ветви светильника из другой стороны его. Три миндалевидные чашечки на одной ветви, завязь и цветок; и три миндалевидные чашечки на другой ветви, завязь и цветок. Итак, на шести ветвях, выходящих из подсвечника. А на подсвечнике четыре миндалевидные чашечки, его завязь и цветок. Завязь под двумя ветвями ее, и [другая] завязь под двумя ветвями ее, и [другая] завязь под двумя ветвями ее, с шестью ветвями, выходящими из подсвечника. Его завязи и ветви должны быть одинаковыми, все из одной монеты, из чистого золота. И сделай ему семь светильников, и зажги светильники его, чтобы он освещал лицо свое. И щипцы для него, и черпаки для него из чистого золота. Из таланта чистого золота пусть они сделают все эти аксессуары. Смотри, чтобы ты сделал их по образцу, который показан тебе на горе”. (Исход 25:9).

Фонарь, согласно Библии, должен гореть всю ночь:

“И повелел сынам Израилевым, чтобы они принесли чистого масла, выжатого из маслин, для освещения, чтобы светильник горел во всякое время; в скинии собрания за завесою, которая пред ковчегом откровения, Аарон и сыны его должны зажигать его с вечера до утра пред Господом. Это – вечный закон для поколений их от сынов Израилевых”. (Исх. 27:20-21).

Других палеографических данных о меноре нет.

3) Менора никогда не встречалась археологам в виде артефактов.

4) Самые ранние изображения меноры встречаются на монетах Антигона II, но они очень плохого качества, поэтому есть сомнения в их правильной атрибуции:

5 Самое известное изображение меноры находится на арке Тита.

Считается, что на ней изображен эпизод разграбления Второго храма римлянами в 70 году нашей эры.

Сомнения возникают в связи со следующими обстоятельствами.

1. Менора появляется из ниоткуда – у нее нет истории. Для того, чтобы верить библейскому рассказу о его появлении, представленному выше, необходимо верить тексту Библии и, соответственно, Господу Богу (БГ), который указал, как создать светильник, или менору. Такой подход, безусловно, неприемлем для объективного научного исследования.

(2) В течение сотен и даже тысяч лет дизайн ламп не менялся и напоминал современный чайник. Это был контейнер с растительным маслом, в горлышко которого был вставлен фитиль:

Не было явной тенденции к канделябру, который на самом деле был менорой, так как терракотовые лампы, казалось, хорошо выполняли свою работу, и не было необходимости в чем-то новом. Иначе были бы масляные канделябры с двумя, тремя, пятью и т.д. лампочками. Рога, хотя древние изображения меноры с менее чем семью рогами встречаются редко (в пост-античную эпоху “встречаются также изображения меноры с четырьмя, пятью, шестью или девятью ветвями”). Но интересно, что канделябры не изготавливались, а изображались, причем часто на обычных терракотовых лампах:

Традиционное объяснение (в Талмуде) состоит в том, что существовал запрет на создание копий храмовой меноры, поэтому евреи могли только изображать ее, но не создавать. Однако в действительности это лишь оправдывает отсутствие таких продуктов. Однако в самой Библии такого запрета нет.

(3) Характерная форма меноры, которая часто встречается, является своеобразной конструкцией:

Во-первых, у нее нет емкости для масла, тогда как менора, как мы знаем из Библии, должна гореть как минимум ночь. Даже если представить, что рожки были выдолблены и в них налито масло, этого явно было бы недостаточно, чтобы канделябр горел долгое время. Для того чтобы наполнить ее, ее нужно было погасить, что было несовместимо с потребностью Меноры в постоянном и длительном освещении. Гораздо более удобными в этом отношении были терракотовые лампы (фото 8,9), которые могли гореть сколь угодно долго (масло можно было доливать, не гася лампу). На рис. 14 (см. ниже) изображен подсвечник с масляными лампами на ветвях, отсылающий к символике меноры, поскольку для обычных ламп не нужна специальная подставка – они могут светить и без нее.

Во-вторых, небольшая опорная поверхность меноры (рис. 9-11) и высокий центр тяжести делают ее очень неустойчивой – такой светильник упадет не только от случайного прикосновения, но и от ветра, что неизбежно приведет к пожару. И менора на рис. 11, по-видимому, вообще нельзя ставить, чтобы он не упал. Хотя менора в арке Тита (рис. 7) отвечала всем требованиям: она вмещала большое количество масла и имела хорошую устойчивость благодаря массивной и широкой опоре. Но она не встречается больше нигде, поэтому не может служить примером для других.

4 Еще одной интересной типологической особенностью опоры является ее трехпалый дизайн в виде трезубца, направленного вниз (см. также рис. 9-11):

Изображения меноры также содержат вполне обычные подпорки, тем не менее, популярность трехкопеечных была огромной и повсеместной:

Создатели изображений меноры, безусловно, также были заинтересованы в необычной форме опор и давали этому свои объяснения, предлагая аксонометрические проекции канделябра:

На первый взгляд, менора выглядит вполне правдоподобно – как настоящее изделие, все детали которого были прослежены, что исключает вопросы о ее изготовлении. Мы уже знаем, что в археологической практике изделия в виде канделябра, применительно к античности, не встречаются – менора была исключительно объектом живописного творчества, но как объяснить появление иконографического канона с трехконечной опорой? Ведь изображения меноры с простой подставкой, лишенной излишней сложности, действительно встречаются:

Зачем вырезать, например, треножник из базальта (рис. 10), если можно обойтись простой и незамысловатой опорой, как на последней иллюстрации? Пока ответа на этот вопрос нет, но он не укладывается в общепринятую парадигму, основанную на библейском мифе, поскольку в нем ничего не говорится о трехпалом светильнике.

5 Последний пункт также относится к атрибутам меноры, изображенной рядом с ним:

В библейском тексте говорится, что на подсвечник полагаются (см. выше). И щипцы для него, и совки для него из чистого золота”.Список атрибутов меноры обычно другой: рог животного (шофар – справа), нераскрытая пальмовая ветвь (лулав – слева), цитрон (этрог) и черпак. Щипцы так и не были найдены! Иногда к перечисленным атрибутам добавляется сосуд:

Он предназначен для масла. Но если щипцы еще можно объяснить необходимостью тушить фитили, то зачем в лампе набалдашник (sic!), цитрон, пальмовая ветвь и рог животного? Бессмысленно искать ответы в Библии – их там нет, хотя в талмудической традиции принято находить объяснения всему, обычно фантастического характера. Эти толкования стали догмами, а затем и определяющими факторами еврейской культуры. В то же время тема “оригинальных еврейских символов” была полностью узурпирована сионистской экзегетикой и самонадеянно представлена как абсолютная истина, которая полностью относится к меноре, ставшей одним из самых важных еврейских символов. Так, среди историков и археологов существует устойчивое мнение, что каждый артефакт с менорой указывает на евреев, поскольку сам ГБ повелел воздвигнуть семисвечник избранному Богом народу. Однако факты противоречат утверждениям еврейской ортодоксии. В Израиле, например, было найдено несколько храмов, которые были названы синагогами только потому, что в их мозаиках присутствует менора (слева):

Центральная композиция мозаики представляет собой зодиакальный круг, окружающий бога Гелиоса на квадриге, что однозначно идентифицирует здание, независимо от двух менор, стоящих слева, как храм солнцепоклонников. Последние, конечно, принадлежали к определенной секте или религиозному течению, которое условно можно назвать протоиудейским, но в таких храмах поклонялись солнцу, обозначаемому в древности следующими теонимами: Спаситель, Адонай, Элохим, Яхве или даже Эль (см. ниже). В любом случае, с точки зрения современной теологии, эти “синагоги” на самом деле служили языческими храмами, а не убежищами для благочестивых евреев.

Объективных данных о внешнем виде меноры и ее атрибутах нет, поэтому нам предстоит решить головоломку. Это явное указание на то, что менора имеет символическое значение, а происхождение самого символа утеряно.

Поиск прототипа обычно очень сложен, поскольку приходится анализировать огромное количество доступных данных о символе, а затем, образно говоря, переворачивать собранный “фарш”, чтобы получить исходный объект. На практике это означает, что данные должны быть формализованы, должна быть написана программа для их обработки по проверенному алгоритму, а затем все должно быть рассчитано на компьютере. Конечно, результат будет объективным и отвечающим всем требованиям науки, но только крупные исследовательские организации с достаточными средствами способны выполнить такой объем работы. В настоящее время неизвестно, проводилась ли где-либо подобная работа, поэтому исследователям приходится полагаться на собственные усилия, используя менее затратные методы, в частности, эвристические методы с использованием структурно-семантических моделей. Также в нашем случае важны эмпирические данные, которые мы собрали в прошлом (см. выше). Они показывают, что, как правило, прототипами символов были общеизвестные божества. На первый взгляд кажется, что в случае с менорой их невозможно найти, но это не так.

Продолжение следует.

Если вы видели ханукальные меноры, которые обычно входят в рождественские наборы различных организаций, торгующих праздничными аксессуарами, вы помните, что они представляют собой металлические подсвечники со стенкой вдоль длинной стороны. Такая форма обусловлена тем, что в прошлые века меноры часто прикрепляли прямо к стене в жилых домах, а такая конструкция с защитной стенкой не позволяет огню и дыму повредить стену дома.

8 У сефардов принято зажигать одну менору для всей семьи, но ашкеназы поступают иначе.

Во многих сефардских общинах существует обычай, согласно которому глава семьи зажигает ханукию от имени всех членов семьи. Поэтому в каждом доме зажигается только один ханукия.

Слова Талмуда о правильном зажигании ханукальных свечей можно объяснить и по-другому – что у каждого члена семьи должна быть своя Ханука, и это толкование принято большинством ашкеназим. 2

Ханука

В 20-м и 21-м веках менора (рядом со звездой Давида) является самой распространенной еврейской национальной и религиозной эмблемой. Менора также изображена на гербе Израиля.

Менора

Реконструкция меноры из Второго храма, установленной на иерусалимском кардо

Менора (ивр. מְנוֹרָה (букв. – “светильник”) – золотой светильник с семью руками или подсвечник с семью свечами (пирамида), который, согласно Библии, находился в Шатре Собрания во время Исхода, а затем в Иерусалимском Храме, до разрушения Второго Храма. Это один из самых древних символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Символ меноры широко распространился по всей Римской империи начиная с первого века и, вероятно, символизировал ожидание Мессии. Ханукия, или ханукальный подсвечник в виде меноры с девятью ветвями, носила с собой каждая еврейская семья, став предметом массового производства в XVIII и XIX веках.

В 20-м и 21-м веках менора (наряду со звездой Давида) является самой распространенной еврейской национальной и религиозной эмблемой. Менора также изображена на гербе Израиля.

Символ меноры также используется самаритянами. Христиане использовали менору вместе с крестом примерно до 800 года. Церковная менора указывает одновременно на менору храма Соломона и на Святого Духа; по форме христианская менора отличается от еврейской и самаритянской меноры.

Церковь Нового Завета, как истинная наследница ветхозаветной религии, принимает менору как священный символ благодатных даров Святого Духа: И произошли от престола молнии и громы и голоса, и семь светильников огненных, горящих пред престолом, которые суть семь духов Божиих. (Откр. 4:5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Святым Духом, семь подсвечников, установленных между престолом и высшим местом, также указывают на семь таинств Церкви. Число семь означает полноту и совершенство. Семь ветвей светильника символизируют богатство Божьей благодати.

Семь свечей (Евр. менора) был важным дополнением к скинии, а затем и к Иерусалимскому храму. Господь повелел пророку Моисею: И сделай подсвечник из чистого золота. (Исход 25:31). Фонарь имел вид шахты, поддерживаемой подставкой. На ветвях светильника стояли семь лампад с чистым маслом. Лампы зажигались каждый вечер и горели всю ночь. с вечера до утра. (Левит 24: 3). Семь свечей были символом присутствия Бога посреди человечества, Который облек Себя в одежды с легкостью, как одежда. (Пс. 103:2). В Писании часто говорится, что Бог есть свет для всех живущих. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою. (2 Царств 22: 29).

В иудаизме, с его переориентацией с духовного на национальное, произошло умаление божественной символики подсвечника. Менора превращается из символа, освещающего божественную истину, в национально-религиозный знак Израиля: “В отличие от креста как символа христианства, менора становится символом иудаизма”. (Краткая еврейская энциклопедия. Том 5). Божественное заменяется национальным.

Новозаветная Церковь Христа, как истинная наследница ветхозаветной религии, приняла фонарь как священный символ благодатных даров Святого Духа: И произошли от престола молнии и громы и голоса, и семь светильников огненных, горящих пред престолом, которые суть семь духов Божиих. (Откр. 4:5). Так как таинства в Церкви совершаются Святым Духом, то семь свечей, установленных между престолом и тронным местом, также указывают на семь таинств Церкви. Число семь представляет собой полноту и совершенство. Семь ветвей подсвечника означают богатство Божьей благодати.

Семь свечей в алтарях новозаветных церквей означают, что каждый, кто желает получить благодать, необходимую для спасения, должен участвовать в молитвенной жизни Церкви. Наш Господь, наш Спаситель, призывает нас следовать за Ним, чтобы мы не оставались во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоанна 8:12). Когда наступит полнота времени и история закончится, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божья: И этот город не нуждается ни в солнце, ни в луне для своего освещения, ибо слава Божья осветила его, и светильник его – Агнец. (Откр. 21:23).

Читайте далее:
Visited 11 times, 1 visit(s) today