Почему не следует заправляться бензином в пластиковые емкости

Пластиковые 1,5-литровые бутылки для лимонада или 5-литровые бочки для родниковой воды кажутся удобными емкостями для хранения технических жидкостей. Времена непростые, и в условиях колебаний курсов валют хочется запастись топливом. Нет денег на покупку сертифицированной металлической тары, но валяются использованные одноразовые бутылки. Они прочны, надежны, герметичны и, на первый взгляд, могут справиться с задачей транспортировки созданного вами запаса топлива. Однако правилами АЗС строго запрещена продажа бензина и дизельного топлива в несертифицированной таре. Почему это опасно?

Почему я не могу заправляться в пластиковые бутылки и канистры?

Пластиковые 1,5-литровые бутылки для лимонада или 5-литровые бочки для родниковой воды кажутся удобными емкостями для хранения технических жидкостей. Времена непростые, и при значительных колебаниях курса валют хочется запастись топливом. Денег на покупку сертифицированных металлических канистр нет, но использованные одноразовые бутылки буквально валяются повсюду. Они прочны, надежны, герметичны и на первый взгляд могут справиться с задачей транспортировки созданного запаса топлива. Однако правилами АЗС строго запрещена продажа бензина и дизельного топлива в несертифицированной таре. В чем опасность?

Многие из вас сталкивались с отказом заправляться топливом, будь то бензин или дизель, в пластиковой канистре. Как сотрудники АЗС объясняют это решение? Они относятся к так называемым Техническим правилам СТО РД 153-39.2-080-01:

Что это означает для водителя?

Если вы хотите заправляться в пластиковый контейнер, убедитесь, что это канистра для нефтепродуктов, должным образом промаркированная производителем, вот пример такой канистры:

Канистра для хранения и транспортировки нефтепродуктов

Если на нем нет этой информации, то, к сожалению, сотрудники АЗС могут отказать в заправке, и они будут правы. Поэтому в таком случае лучше иметь в багажнике настоящую сертифицированную канистру, и у соответствующих работников АЗС не должно возникнуть никаких возражений. А что делать с непригодными? К сожалению, нет смысла им что-то доказывать, и в этом случае металлическая канистра – единственный выход.

Понравилась ли вам эта статья? Подписывайтесь на наш канал, чтобы следить за самыми интересными статьями

“Правильная” пластиковая канистра для бензина должна иметь специальную маркировку. Он должен содержать круглую отметку, номер сертификата и другую информацию, закодированную в виде кода. Таким образом, “для бензина” – это неправильная маркировка. Существуют и другие признаки, определяющие “правильную” канистру. Во-первых, у него должны быть гладкие стены. Во-вторых, его нельзя просто взять и раздавить руками.

Пример судебного дела, связанного с продажей бензина в пластиковой таре

Если есть закон, то должно быть и преступление. Ярким примером этого является решение №1-460/2015, вынесенное Ангарским городским судом. Если уж на то пошло, то это Иркутская область. Кстати, дело уголовное. И напрямую связано с тем, можно ли заливать бензин в пластиковую канистру или нет. Если кому-то интересно, приговор можно легко найти в Интернете. Просто введите его в строку поиска: “Приговор №1-460/2015 Ангарск”.

Для тех, кому лень искать и читать документ, состоящий более чем из одной страницы, давайте кратко обсудим его суть здесь. Дело происходило на автозаправочной станции. Оператор выдавал бензин в пластиковой емкости, за что был привлечен к ответственности. Мужчину обвинили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Его вина была доказана в ходе следствия. Оказывается, максимальное наказание за это – 10 лет лишения свободы…

К счастью, суд не нашел отягчающих обстоятельств, и оператор АЗС был оштрафован на 7 000 рублей. Отсутствие отягчающих обстоятельств означает, что в результате нарушения ничего не загорелось и никто не пострадал. Это четко указано в судебном решении. То есть это то же самое, что и на дороге – нарушил закон, заплати штраф, даже если ничего страшного не произошло.

Помимо непосредственного отношения к теме данной статьи, рассматриваемое судебное решение интересно тем, что в нем дано краткое описание сути проблемы. А именно, чем опасны пластиковые канистры, наполненные бензином? Именно об этом мы и поговорим. Потому что это самое интересное и единственное адекватное объяснение того, почему нельзя заливать бензин в пластиковую канистру.

Начинающие водители могут спросить: “Кто придумал этот дурацкий запрет!”. Но если копнуть глубже – запрет на переливание бензина в пластиковые бутылки вполне оправдан.

Почему бензин нельзя заливать в пластиковые бутылки?

  • Важной причиной такого запрета является понимание того, что пластмассы являются диэлектриками и могут накапливать статический заряд на своих поверхностях в течение определенного периода времени. В процессе натирания накапливается статическое электричество. Во время электростатических разрядов из земли часто вылетает искра, что приводит к мгновенному воспламенению паров бензина.
  • Абразивное истирание происходит во время заправки топлива, когда жидкость соприкасается со стенками пластикового контейнера. Кроме того, разряжение может происходить и во время работы самой топливораздаточной колонки. Как видите, воспламенение – это реальная возможность.
  • Вышесказанное не означает, что пожар должен обязательно произойти. Некоторые люди всю жизнь хранят топливо в пластиковых контейнерах и не становятся жертвами пожаров. Но удача не исключает возможности катастрофы, поэтому – рассмотренные нами причины запрета такой деятельности можно считать вполне обоснованными.

Правила для автозаправочных станций противоречат этой логике. Запрещается отпускать бензин и дизельное топливо в резервуарах, которые не сертифицированы. Почему?

Можно ли заправляться топливом в пластиковые емкости?

alt=”Фото: iStock” />

Пластиковые пищевые бутылки и канистры кажутся удобной и дешевой альтернативой разрешенным канистрам для бензина. Действительно, зачем платить за контейнеры, если они есть у всех в изобилии, кажутся герметичными и надежными?

Правила для автозаправочных станций противоречат этой логике. Запрещается отпускать бензин и дизельное топливо в не сертифицированных емкостях. Почему?

Это происходит из-за статического электричества, которое накапливается во время движения автомобиля, пишет aif.ru. Трение шин о поверхность дороги, трение тела о сухой, пыльный воздух могут вызвать выделения. Топливо является диэлектриком (т.е. веществом, которое не проводит электричество) и трется о стенки контейнера, когда его наливают или встряхивают. Если материал емкости является диэлектриком – стекло или пластик – в этой точке начнет накапливаться разряд. Это законы физики.

Во время движения автомобиль собирает на кузове напряжение около 1 000 вольт. Если внутри находятся пластиковые бутылки с топливом, то автомобиль в этот момент представляет собой настоящую бомбу. Случаи самовозгорания топлива происходили даже при наливании бензина в специализированные емкости, не говоря уже о пластиковых бутылках и канистрах.

Существует стандарт ГОСТ Р 58404-2019, который устанавливает правила для автозаправочных станций. В нем говорится, что запрещается продавать нефтепродукты в неспециализированной пластиковой или стеклянной таре.

Есть ли исключения? Да, потому что пластик не похож на пластик. Существуют канистры из специальных проводящих полимеров: такой материал не накапливает электростатические разряды и является безопасным. Но на контейнере должна быть специальная маркировка, указывающая на то, что он предназначен для бензина.

Однако даже в этом случае сотрудники АЗС могут проявлять осторожность. Их просьба наполнить бензином разрешенный пластиковый контейнер, скорее всего, будет отклонена.

Мы спросили исследовательский центр NAMI: есть ли прецеденты? Руководитель центра Денис Загарин дал четкий ответ: таких случаев не зафиксировано. И в Интернете еще не появились страшные видеоролики о воспламенении топлива при заправке пластиковой канистры.

Почему на заправках не заправляют пластиковые канистры – эксперимент “За рулем”

Существует множество пластиковых канистр, которые не подходят для заправки: некоторые из них пропускают пары топлива через стенки, другие растворяются при контакте с бензином. Однако существуют и такие пластиковые канистры, которые специально предназначены для хранения топлива. В их производстве нет никаких технических проблем. В конце концов, современные топливные баки также изготавливаются из пластика.

Нас пугает что-то другое. При использовании любых пластиковых канистр для топлива (даже тех, которые разрешены для хранения топлива) может возникнуть статическое электричество, и случайно вспыхнувшая искра может стать причиной пожара. Интересно, фиксировал ли кто-нибудь подобные случаи?

Мы спросили у NAMI: есть ли прецеденты? Руководитель центра Денис Загарин ответил однозначно: ни одного подобного случая не зафиксировано. И в Интернете нет страшных видеороликов о возгорании топлива при заправке пластиковой канистры.

Ну, и есть еще недавний ГОСТ Р 58404-2019 “Топливные станции и комплексы. Правила технической эксплуатации”. Процитируем раздел 8.2.5: “Не допускается доставка нефтепродуктов в стеклянной таре. Нефтепродукты могут перевозиться в контейнерах из полимерных материалов только в том случае, если на них имеется маркировка производителя о том, что они могут быть использованы для хранения нефтепродуктов. Емкость контейнера должна быть больше, чем минимальная доза, выдаваемая топливораздаточной колонкой, указанная ее производителем в технической и пользовательской документации”.

Другими словами, если контейнер предназначен для хранения нефтепродуктов, ни один танкер не должен воротить от него нос. Но да! И наше недавнее ралли для дизельного топлива подтвердило это. В частности, на АЗС “Роснефть” категорически отказались отпускать топливо в пластиковых канистрах. Мы слышали о ГОСТе, но наши начальники запрещают это делать.

Во внутреннем запретительном документе от 23 сентября 2019 года говорится следующее: мы знаем о ГОСТе, но риск воспламенения от статического электричества высок, поэтому мы не считаем возможным продавать топливо в пластиковых емкостях.

Это странная ситуация. ГОСТ разрешает дозаправку, но внутренний циркуляр запрещает ее. Но юридически противоречия нет, так как ГОСТ не требует обязательного обслуживания пластиковых канистр, а только разрешает его. Это типичная российская ситуация, когда левая рука не хочет знать, что делает правая.

Давайте проведем эксперимент: попробуем зажечь бензин с помощью статического электричества. Раз в год в армии палка стреляет – может быть, мы тоже можем произвести опасный эффект?

Наэлектризовать контейнер оказалось несложно: он легко приводит в движение бумаги на столе. Но еще лучше подойдет любой шерстяной джемпер. Вас когда-нибудь било током от собственной одежды? Логичнее было бы сделать обязательным быть голым на заправках!

Канистра была наэлектризована, но мы не смогли получить из нее искру. Поэтому владельцы хороших пластиковых баков (сертифицированных для хранения топлива) будут безоговорочно обслуживаться на большинстве фирменных АЗС. В частности, это нам официально подтвердили на заправках “ЛУКОЙЛа” и “Газпром нефти”. И мы направили запрос в “Роснефть” с просьбой прояснить ситуацию. Когда мы получим ответ, мы сообщим вам о результатах. Тем временем другим придется заправляться в пластиковые канистры.

Чтобы ответить на интересующий нас вопрос, эксперты рекомендуют обратиться к свойствам пластмасс. Объяснение этому довольно простое.

Пластик для масс: почему в РФ не заливают бензин в пластик?

Пластик – чрезвычайно удобный материал для производства всевозможных контейнеров. Он прочный, легкий и может принимать любые сложные формы. Многие сорта пластика абсолютно устойчивы к химически активным веществам, таким как бензин или дизельное топливо. Однако в нашей стране пластиковые емкости для бензина используются не часто. Операторы АЗС не хотят заправлять бензин в современные канистры или другие емкости.

Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты рекомендуют обратить внимание на свойства пластика. Объяснение этому довольно простое.

По вопросу

Большинство пластмасс по своей природе являются диэлектриками. Они не проводят электричество, в отличие от металлов. Топливо само по себе также является диэлектриком. Во время движения на кузове автомобиля накапливается статическое электричество. Это происходит из-за трения резины об асфальт, контакта воздуха и песчинок с кузовом и т.д. Точно так же электростатический заряд накапливается при контакте топлива со стенками пластиковой канистры. Чем больше вы трясете и вибрируете, тем больше заряда накапливается. Это создает разность потенциалов и, в конечном итоге, искру. Нет необходимости объяснять, к чему приводит последнее в среде паров топлива.

Предусмотрительные автовладельцы возражают: современные автомобили насыщены пластиковыми компонентами, с которыми бензин вступает в контакт – как в жидком, так и в парообразном состоянии. Железный бак, например, можно встретить только на мамонтах автопрома – не на высокотехнологичных местных машинах и бюджетных “корейцах”. Топливо подается в двигатель по пластиковым трубопроводам и смешивается с воздухом в пластиковых коллекторах. И – ничего страшного не происходит!

Секрет в том, что пластик для этих компонентов – это не просто пластик, а специальный пластик, который не способен накапливать статическое электричество. Разумеется, эти виды пластика не растворяются и не меняют своих свойств при контакте с бензином и дизельным топливом. Напротив, пластиковые контейнеры неизвестного происхождения могут почти мгновенно раствориться при контакте с бензином. Представьте, что это происходит прямо во время заправки, и несколько литров топлива проливается под ваш автомобиль. Это не может закончиться хорошо.

По вопросу

В настоящее время широко производятся и продаются подходящие пластиковые канистры для топлива. Однако следует проверять их безопасность на каждой заправочной станции. Согласно государственному стандарту Р 58404-2019, поставка нефтепродуктов в неспециализированной пластиковой или стеклянной таре запрещена. Другими словами, заправочная станция должна убедиться, что ваша канистра соответствует всем требованиям. Канистра должна иметь специальную маркировку, указывающую на то, что она может быть заполнена бензином или дизельным топливом: во время производства на боковой стороне канистры пишут слова “бензин, бензин” или “бензин”. Но все понимают – даже эта надпись не является гарантией в нашей стране. Никто не знает, настоящая ли ваша банка или опасная подделка, слепленная в подвале из вторсырья. Многие розничные торговцы не хотят иметь дело с такими контейнерами, и это вполне объяснимо.

Хранение бензина в пластиковых емкостях сомнительного качества представляет большую опасность. Помните, что наполненная до краев банка может просто лопнуть при повышении температуры. По этой причине, а не из-за недолива, стандартная канистра всегда содержит больше топлива, чем указано. Это не означает, что вы должны заполнять бак до самого верха. Дополнительное пространство – это ваша защита.

При правильном хранении топливо не теряет своих свойств и желаемых характеристик до 5 лет. Согласно основным стандартам качества, средний срок службы бензина, хранящегося в этих резервуарах, составляет около одного года. Производители утверждают, что в течение этого времени топливо может быть законсервировано без потери своих свойств и уровня качества.

Выбор правильной канистры

Прежде всего, необходимо обратить внимание на материал, из которого изготовлен контейнер. Выше мы рассмотрели, какими свойствами и характеристиками должны обладать эти изделия для хранения топлива. Перед этим необходимо определиться с объемом канистры. Это зависит от количества литров топлива, которое вам необходимо хранить. Чаще всего в продаже встречаются модели со следующими значениями:

  • 5 л;
  • 10 л;
  • 20 л;
  • 30 л;
  • 40 л;
  • 50 л.

Также стоит обратить внимание на знак качества перед покупкой таких пластиковых контейнеров. Лучше выбирать модели, специально предназначенные для транспортировки и хранения бензина.

Многие утверждают, что такие легковоспламеняющиеся жидкости следует хранить только в металлических емкостях, так как их основные свойства намного лучше по сравнению с простыми пластиковыми образцами, являясь более прочными и надежными, а также более устойчивыми к различным неблагоприятным факторам. Однако стоит помнить, что уровень качества пластиковых моделей будет во многом зависеть от конкретного типа используемого материала, а кроме того, они обычно имеют гораздо более низкую цену.

Именно по этой причине автозаправочные станции отказывают в заправке. Если заправочный пистолет коснется горловины пластикового бака, может проскочить искра, что может привести к пожару или взрыву.

Большинство сортов пластика и полимерных соединений, используемых при производстве канистр, склонны к накоплению статического электричества. Проще говоря, канистра, боясь трения и прикосновения, накапливает разряд. При контакте с металлом высвобождаются электростатические заряды и возникает электрическая дуга, которая может воспламенить пары топлива.

Именно по этой причине автозаправочные станции отказывают в заправке. Если заправочная насадка коснется пластиковой горловины бака, может возникнуть искра, которая может стать причиной пожара или взрыва.

Такие действия также строго запрещены правилами и инструкциями самой автозаправочной станции и правилами безопасности для зон повышенной пожарной опасности в соответствии с российским законодательством.

Читайте далее:
Visited 8 times, 1 visit(s) today