Частотный диапазон наушников, вероятно, самый простой для понимания. Чем она шире, тем лучше качество звука. Заводские настройки за пределами слышимого диапазона, например, от 5 Гц до 25 кГц, указывают на то, что края этого очень слышимого диапазона будут воспроизводиться без особых потерь. Это может быть связано с тем, что это простая величина, а при больших числах производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные значения, например, от 20 Гц до 20 кГц. И нет никакой информации об условиях, при которых проводились измерения, не говоря уже о графике АЧХ. 20 Гц, может быть, и есть, но он достаточно громкий, чтобы его услышали только инструменты в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проводились измерения.
Каждый сталкивался с ситуацией, когда один наушник звучит громче другого, хотя громкость на плеере (или смартфоне) установлена на одинаковом уровне. Это часто объясняется разницей в мощности наушников. Но наушники – это не усилитель, и это предположение в корне ошибочно.
Фактически, то, насколько громко звучат ваши наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр находится в диапазоне 90-120 дБ, при этом большинство моделей на рынке уже находятся в диапазоне 95-105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных условиях. Чем он выше, тем больше максимальная громкость и тем меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Я заметил еще одну прямую зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше вероятность того, что их реальная чувствительность (не указанная в спецификации) будет высокой.
Наушники AKG K 315. Чувствительность – 126 дБ, импеданс – 32 Ом, максимальная входная мощность – 15 мВт.
Иногда наушники используются во время просмотра телевизора, например, когда в доме есть маленькие дети.
Что это такое?
Чувствительность наушников – это важная техническая характеристика, измеряемая в децибелах. Верхний предел составляет 100-120 дБ. Сила звука напрямую зависит от размера сердечника внутри каждого устройства. Чем больше размер ядра, тем выше чувствительность.
Мини-устройства не обладают высокой чувствительностью, поскольку физически не могут вместить большие ядра. К ним относятся капсулы, вкладыши и таблетки. В устройствах этого типа высокая громкость обеспечивается за счет близкого расположения динамика к барабанной перепонке.
Полноразмерные и наушники, с другой стороны, имеют более крупные ядра. Внутри этих устройств также находится гибкая барабанная перепонка.
Это придает наушникам высокую чувствительность и мощность.
Поэтому чувствительность определяется назначением наушников. Либо для разговора по мобильному телефону, либо для прослушивания музыки. Качество речи может быть одинаковым, но музыкальный сигнал будет ограничен. Поэтому обращайте внимание на значения, указанные производителем в сопроводительной документации.
Выбор наушников в зависимости от чувствительности
Громкость необходима для более полного восприятия всего частотного диапазона и возможности слышать аудиосигнал в местах с чрезмерным окружающим шумом – метро, трамваи, оживленные артерии и т.д. Помимо технических возможностей наушников, необходимо учитывать источник сигнала. Наиболее распространенными из них являются:
- Телефон (смартфон).
- Аудиоплеер.
- Персональный компьютер.
- ТЕЛЕВИДЕНИЕ.
Наушники для смартфона.
Гаджет имеет компактные размеры. Поэтому размеры наушников и технические характеристики устройства должны совпадать по мощности. В качестве дополнительного пояснения, гарнитура может быть сопоставлена с мобильным телефоном, чтобы иметь возможность разговаривать по телефонной линии.
Поэтому чувствительность определяется назначением гарнитуры. Либо для разговора по мобильному телефону, либо для совмещения его с прослушиванием музыки. Качество речи может быть одинаковым, но музыкальный сигнал будет ограничен. Поэтому обращайте внимание на номиналы, указанные производителем в сопроводительной документации.
5 лучших игровых наушников с микрофоном
Наушники для геймеров
Обычно к плееру прилагаются наушники. Но хотя характеристики источника сигнала превосходны, устройство проигрывателя может не передавать весь диапазон звукового сигнала, иметь неудовлетворительную чувствительность.
Оптимальным решением являются наушники-вкладыши (с вакуумной зарядкой) мощностью до 40 мВт. Для мощного (с точки зрения источника питания) плеера подойдут наушники с выходной мощностью 300 мВт и более. Хорошее качество звука обеспечит чувствительность в диапазоне 100 дБ. Диапазон импеданса составляет 16
32 Ом, больше не требуется – качество звука останется прежним.
Компьютер
Для персонального устройства наушники – это выбор для электронных игр и прослушивания музыки. Напечатать, накладной или полноразмерный (монитор). Частотный диапазон не менее 20
20000 Гц. Чувствительность 100 дБ или более. Мощность более 300 мВт. Однако не рекомендуется включать полный звук. В противном случае вы можете быстро повредить свой слух.
Как подключить наушники к телевизору
TV
Источником сигнала является стационарное устройство, поэтому выходная мощность наушников может быть отрегулирована до 600 Вт.
800 мВт или более. Сопротивление составляет 64 Ом или менее. Самые удобные – подвесные или полноразмерные. Помимо прослушивания фильмов, образовательных программ, они также используются для просмотра музыкальных программ. Таким образом, диапазон частот составляет 20
20000 Гц и более (для музыкальных центров), чувствительность не менее 100 дБ.
Сегодня наушники используются практически всеми. Выбор конкретной модели, конструкции и принципа действия наушников во многом зависит от сферы применения. В этой статье мы описали основные моменты, которые следует учитывать при выборе наушников. Мы намеренно дистанцировались от наушников и узкоспециализированных устройств и сосредоточились на тех наушниках, которые используются для прослушивания музыки, просмотра фильмов, а также рассказали о профессиональных устройствах для студий звукозаписи и концертных приложений.
Имеющий “уши” да услышит – критерии выбора наушников
Сегодня почти все пользуются наушниками. Выбор конкретной модели, конструкции и принципа действия наушников во многом зависит от сферы применения. В этой статье мы описали первые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе наушников. Мы намеренно дистанцировались от гарнитур и узкоспециализированных устройств, сосредоточившись на наушниках, используемых для прослушивания музыки, просмотра фильмов, а также на некоторых профессиональных устройствах, предназначенных для студий звукозаписи и концертных приложений.
Поскольку тема очень обширная и факторов, влияющих на выбор наушников, хватит на 10 статей, в этом материале мы решили представить общую информацию о конструкции и технических характеристиках различных типов наушников и их назначении. В будущем каждый из вопросов, затронутых в этой статье, станет темой отдельной публикации.
Хочу отметить, что только часть этого материала будет полезна тем, кто подходит к качеству звука с точки зрения “только ради звука”. Я также хотел бы отметить, что все ссылки на бренды и модели будут сведены к минимуму, только в информационных целях. Эта статья не ответит на вопрос “какие наушники самые лучшие? Этот материал предназначен только для того, чтобы помочь вам в выборе, подробно описывая существующие технологии и принципы.
Тип конструкции
- Внутриушные, также называемые берушами;
- Внутриушные, также известные как беруши, в ухо;
- Over-the-ear – на ухе;
- Полноразмерная конструкция вставных наушников (открытого, закрытого и полузакрытого типов).
В качестве бытового гаджета они появились на рынке в 1991 году благодаря усилиям компании Etymotic Research. Благодаря своей относительно низкой стоимости наушники сегодня являются стандартным оборудованием большинства мобильных устройств. Их главное преимущество – компактный размер. Недостатком является плохая эргономика, так как необходимо подобрать правильный размер для ваших ушей.
В некоторых случаях недостатком является посредственный звук. Последнее не обязательно, но более 80% ассортимента не относится к классу hi-fi. В прошлом этот тип наушников был очень распространен: несколько известных брендов предлагали достойные наушники. Однако рыночные условия берут свое, и производители все чаще склоняются к внутриканальному дизайну при разработке флагманских моделей.
In-Canal
“Наушники-вкладыши – один из самых популярных типов портативных наушников, доступных сегодня на рынке. Принцип работы: датчик находится снаружи, трубки с подушечками из латекса или пены помещаются в наружный слуховой проход. Многие ошибочно полагают, что вставные наушники появились позже, чем вставные, но это не так. Вставные наушники начали появляться на рынке в качестве концертных мониторов еще в 1970-х годах, откуда впоследствии перекочевали в менее специфические сегменты, но первое упоминание о такой конструкции относится к 1895 году, когда Томас Эдисон оснастил свой “Кинетофон”, вероятно, первыми вставными наушниками.
Основными преимуществами конструкции являются:
– Мобильные (меньше или равны по размеру подключаемым устройствам);
– Хорошо подходят для любителей напористого, динамичного баса (акустические свойства конструкции часто смещают частотную характеристику в сторону низких частот);
– Хорошо сидят в ухе, что делает их удобными для занятий спортом.
Недостатки: искажения, часто обусловленные конструкцией и размером, высокая вероятность повреждения слуха (уровень звукового давления + расположение в наружном слуховом проходе). В большинстве случаев не имеют оголовья. Как и прежде, в качестве концертных и студийных мониторов используются прилично звучащие внутриканальные системы.
Этот тип широко используется в качестве периферийного устройства для ПК, а также в качестве наушников для геймеров. Относительно небольшие размеры и вес сделали этот тип наиболее популярным в офисах. Предполагаемыми недостатками конструкции являются:
- недостаточная акустическая изоляция (в этих наушниках слышен внешний шум, звук наушников проникает наружу, что может беспокоить окружающих);
- искажения при изменении правильного положения.
Многие модели имеют микрофон и функциональный блок регулировки громкости, что указывает на возможность их стационарного использования и в качестве гарнитуры. Многие накладные модели предназначены для прослушивания музыки, некоторые – для использования на открытом воздухе. Многие эксперты считают, что накладные наушники априори менее подвержены искажению звука, чем наушники-вкладыши. Еще одна тенденция в подвесных системах – это офис, рабочее место, компьютер.
Полный размер
Как следует из названия, этот тип не может предложить компактный дизайн. Что не умаляет его достоинств. Их большие размеры и зачастую тяжелый вес положительно влияют на акустические свойства конструкции. В этом случае размер имеет значение.
Полноразмерные наушники составляют подавляющее большинство студийных систем. Почти все эталонные студийные наушники, специализированные DJ-мониторы и многие продукты класса Hi-End являются полноразмерными.
Классические эталонные наушники являются открытыми, поскольку закрытые искажают низкочастотную характеристику. Открытый тип предпочитают многие аудиофилы из-за его точной частотной характеристики. В то же время некоторые аудиоинженеры придерживаются мнения, что референсные наушники должны быть полузакрытыми, поскольку они позволяют воспроизводить низкие частоты без искажений, обеспечивая при этом достаточную степень шумоизоляции. Закрытый тип используется в качестве мониторов для исполнителей во время студийной записи, живой работы, а также популярен среди диджеев.
Полноразмерные наушники также выпускаются для геймеров и многих систем ПК. Последние не всегда обеспечивают качество звука, близкое к профессиональным аналогам, а полноразмерный дизайн используется скорее как маркетинговый трюк, чем как техническая необходимость.
Существует устойчивый стереотип, что полноразмерные наушники должны хорошо звучать. Простой тест АЧХ и быстрый взгляд на процент MTF могут многое сказать о качестве, и в случае многих “псевдостудийных” наушников эти параметры выдают самозванцев. Миф об обязательном превосходстве больших “ушей” родился в то время, когда на рынке было мало полноразмерных наушников, а подавляющее большинство составляли студийные телефоны. Но миф – не более чем миф: имеющий уши да услышит, а имеющий осциллограф да увидит.
Несколько слов об АЧХ, ФНЧ, импедансе и чувствительности
На всякий случай:
АЧХ представляет собой график разности амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. (Гц)
CED – Коэффициент нелинейных искажений (%)
Чувствительность – уровень звукового давления (дБ)
Мощность – это характеристика, определяющая динамический диапазон и звуковое давление (мВт для наушников).
Все, что касается амплитудной (громкостной) составляющей сигнала наушников, зависит от чувствительности. Нижним пределом стандарта считается 100 дБ. Хорошие наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ. Более низкая чувствительность не обеспечит достаточной громкости.
Любой уважающий себя производитель сообщит покупателю о RES наушников. Критическим уровнем гармонических искажений для наушников в диапазоне от 100 до 2 Гц считается уровень выше 1%, ниже 100 Гц допустимы значения до 7-10%. Стоит отметить, что звук с максимально допустимыми искажениями не является “кристально чистым”. Искушенные слушатели чувствительны к KNI, поэтому некоторые профессиональные и hi-end модели умудряются снизить его до 0,1% (от 100 Гц) и 0,9% (ниже 100 Гц).
Импеданс наушников напрямую влияет на качество звука и возникновение искажений. Чем он выше, тем меньший ток приходится качать усилителю, что означает, что искажения в фазе усиления меньше. Обычно принято делить наушники на высокоомные и низкоомные. Для вставных и накладных наушников устройства с сопротивлением до 32 Ом считаются низкоомными, устройства с сопротивлением от 32 Ом – высокоомными. Для полноразмерных наушников предполагается низкий импеданс ниже 100 Ом, а соответственно выше 100 Ом – высокий импеданс. Практически все профессиональные наушники и наушники класса hi-fi/hi-end имеют высокий импеданс.
Хорошо известно, что точность частоты и возможности передачи зависят от АЧХ. Чем шире диапазон и равномернее АЧХ, тем реалистичнее, детальнее, точнее сигнал. Большинство людей способны воспринимать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 000 Гц. У многих людей с возрастом порог слышимости высоких частот падает ниже 16 000 Гц. Есть люди, которые воспринимают более широкий диапазон. Кроме того, многие люди, предпочитающие hi-end оборудование, также убеждены, что воспроизведение частот за пределами диапазона прослушивания влияет на качество звука. В то или иное время действительно качественные наушники будут иметь частотную характеристику как минимум от 20 Гц до 20 000 Гц. В профессиональном и hi-end оборудовании этот показатель гораздо шире.
Большие пики и провалы на графике АЧХ – суть “окрашенного” звука. Вряд ли наушники с такими характеристиками можно отнести к профессиональному или даже просто качественному оборудованию. Они будут передаваться со значительным искажением частоты, неестественно “окрашивая” ее. Нельзя не заметить, что среди людей, не придающих большого значения качеству звука, существует большая любовь к агрессивно подчеркнутым низким частотам. Для взыскательного аудиофила особенно ценна верхняя часть частотной характеристики.
Тип водителя
Сразу отмечу, что нет прямой зависимости между качеством звука и типом излучателя в этих наушниках. Пожалуй, единственным исключением из этого правила являются электростатические преобразователи. Однако косвенно тип преобразователя влияет как на качество звука, так и на отдельные звуковые характеристики.
Мы рассмотрим 4 самых популярных преобразователя для наушников:
- Электродинамический (динамик)
- Арматура (сбалансированная арматура)
- Изодинамика
- Электростатика
Акустические системы – классика всегда и везде
Наиболее распространенным типом преобразователя в наушниках, как и в других акустических системах, является классический электродинамический динамик. На качество звучания такого преобразователя влияет множество факторов: материал мембраны, конструкция катушки и т.д. Громкоговорители часто имеют более широкую частотную характеристику, что является их самым важным преимуществом по сравнению с “арматурой”.
Предполагаемыми недостатками классических электродинамических преобразователей являются их низкая надежность по сравнению с другими (большое количество подвижных частей, чувствительность катушки к высоким нагрузкам) и высокая вероятность гармонических искажений. В конечном счете, все зависит от качества конкретного драйвера.
Сегодня наушники с динамиками остаются самыми популярными в мире и используются во всех существующих классах. Как следствие, цена наушников с динамиками может варьироваться в зависимости от класса, причем наушники с динамиками других типов (с более или менее одинаковыми техническими параметрами), по сравнению с классическими, в большинстве случаев стоят дороже.
Арматура – от военных телефонов до высококлассных наушников
До применения в аудиотехнике этот тип драйверов широко использовался в военном и медицинском оборудовании, после чего нашел свою нишу в потребительском сегменте. Принцип работы заключается в том, что подвижный U-образный якорь с катушкой взаимодействует с излучающей мембраной, что уменьшает количество движущихся частей, тем самым снижая вероятность искажений и повышая надежность.
Этот тип преобразователя чаще всего используется в наушниках-вкладышах. Этот тип часто характеризуется наличием нескольких динамиков в одном наушнике (2 или более), чего труднее добиться с большими динамиками.
Устройства с этим динамиком характеризуются сильными высокими и средними частотами, очень детальной передачей сигнала и более ровной АЧХ. Басы заметно менее подчеркнуты, чем в наушниках электродинамического принципа. Арматурные наушники стоят дороже, чем наушники с динамиками, при прочих равных условиях.
Существуют также системы с комбинированным якорем и электродинамическим преобразователем, где первый передает высокие и средние частоты, а второй используется для низких частот.
Изодинамический (плоско-магнитный) – хорошо забытый новый
Относительно редкий тип драйверов для наушников, который, по мнению некоторых экспертов, отлично подходит для точного и достоверного воспроизведения звука. Isodynamic является предпочтительной колонкой для симфонической классической, джазовой и сложной камерной музыки – самых требовательных жанров с точки зрения аудиоаппаратуры.
В динамических излучателях Iso используется ультратонкая диафрагма, которая опирается на металлические дорожки и постоянные стержневые магниты для обеспечения максимально точного воспроизведения звука без искажений.
Любители насыщенного басами звука, вероятно, не найдут подходящего решения в этом типе, поскольку конструкция не содержит частотных искажений в направлении низких тонов, как это часто бывает с классическими электродинамическими преобразователями. Серьезной проблемой наушников с этим типом преобразователя является цена. Как правило, стоимость этих наушников непомерно высока для простых смертных, что автоматически делает их товаром для неимущих меломанов и профессионалов. Нижний порог для наушников с изодинамическими излучателями начинается от 30-60 000 рублей.
Интересно, что многие компании позиционируют изодинамический принцип как нечто новое, что, как и внутриканальный дизайн, далеко от реальности. Еще в 1980-х годах изодинамические наушники hi-fi производились в Японии и СССР. Советские изодинамические наушники ТДС-7 и ТДС-5 обладали достойными для своего времени характеристиками и сегодня являются предметом коллекционирования. Однако недостаток эргономики сводил на нет все преимущества ТДС-7 и ТДС-5. Для тех, кто не может позволить себе современное оборудование такого типа, приобретение винтажного советского оборудования – желанный выбор.
Благодаря качеству, аналогичному электростатическим преобразователям, изодинамические наушники не требуют предварительного усиления, что снижает стоимость приобретения оборудования и упрощает эксплуатацию.
Электростатика – удовольствие для аудиофила
Наушники с этим типом преобразователя особенны тем, что в их конструкции отсутствует магнит, что практически исключает возможность значительных искажений, а тончайшая электростатическая мембрана способна передавать практически незаметную реверберацию. Те, кто обращает внимание на чистоту и подлинность звука, найдут его лучшим типом преобразователя.
Электростатическая передача сигнала наушников сделала их прочным фаворитом среди аудиофилов. Способ работы этих наушников требует специализированного предусилителя, поскольку необходимое напряжение усиления может превышать 5000 В. Естественно, цена на устройство с предусилителем просто астрономическая, и найти такие раритеты в ценовом диапазоне ниже 90 000 рублей практически невозможно.
Главное, что нужно учесть перед выбором наушников, – это то, как они будут использоваться. Наушники – это устройства, которые не предназначены для универсального использования, и каждый тип подходит для своих задач. Конечно, толстый кошелек значительно расширит ваши возможности. Тем не менее, даже если у вас нет 15 000 на крутые наушники или 100 000 на полноразмерные hi-end “электростаты”, я рекомендую вам внимательно изучить технические характеристики, оценить эргономику для ваших ушей и, конечно, послушать, поскольку ваше восприятие все равно будет решающим фактором в вашем выборе. Настоятельно не рекомендую покупать наушники в метро и т.п., а также опасаться “суперпредложений” на сайтах типа AliExpress, в большинстве случаев аналоговые модели от известных брендов из Поднебесной уступают “заезженным” оригиналам.
Уровень чувствительности является отрицательным значением. Уровень в диапазоне 8…40 мВ/Па считается нормальным и средним, при 10 мВ/Па -40 дБ, при 25 мВ/Па -32 дБ. Чем ниже уровень, тем выше будет чувствительность. Оптимальное значение -45…-35 дБ, но это очень сильно зависит от области применения. Имеются модели с чувствительностью -70 дБ, а также высокочувствительные конденсаторные модули со значением -18 дБ.
Что такое чувствительность наушников
Чувствительность указывает на связь между громкостью динамика и уровнем сигнала, подаваемого на него. Измеряется в децибелах (дБ), колеблется в пределах 90-120 дБ и определяется размером магнитопровода (катушки). Для миниатюрных устройств это мало, поэтому не стоит ожидать высокой громкости от вакуумных наушников. Их уровень громкости достигается за счет расположения диафрагмы близко к барабанной перепонке. Полноразмерные устройства имеют более крупное ядро, поэтому они обладают повышенной мощностью и чувствительностью.
Характеристики даются в терминах мощности (а не напряжения, что было бы правильно и практично) и зависят от двух параметров: приложенного тока и напряжения, что удобно для инженерных расчетов, но не для конечного пользователя. И вот почему. Существуют два стандарта сопротивления для громкоговорителей: 4 и 8 Ом, и это значение указано рядом с чувствительностью. Существуют десятки широко используемых значений импеданса для наушников: 4, 8, 24, 32, 64… Поэтому нет смысла сравнивать пару устройств от разных производителей или даже линий, мы не получим четкой картины.
Производители не всегда предоставляют полную информацию об устройстве. А измерить чувствительность чрезвычайно сложно. По умолчанию он означает величину звукового давления, оказываемого наушниками при подаче на них напряжения в 1 вольт.
Измерение АЧХ наушников – непростая задача. Для этого необходимо использовать так называемую “Манекен-головку”. Манекен, напоминающий человеческую голову, имеет измерительный микрофон внутри каждого ушного канала. Правильное измерение частотной характеристики наушников очень просто, поскольку наушники располагаются над “ушами”. Измерение внутриканальных наушников – это совсем другое дело. После правильного размещения наушников ушной канал становится частью наушников и влияет на частотную характеристику. Поскольку у каждого человека свой слуховой проход (глубина, диаметр, кривизна и т.д.), частотная характеристика будет разной. На самом деле, вполне вероятно, что частотная характеристика будет отличаться даже между двумя ушами одного и того же человека. Поэтому график частотной характеристики наушников, построенный с помощью подставки для наушников, не является полностью точным измерением.
Наушники
Обычно состоит из одного или двух динамиков (обычно миниатюрных), которые крепятся к металлическому или пластиковому оголовью. Оголовье обеспечивает правильное расположение динамиков в ухе; оголовье обычно располагается на голове или за ней. Существует два распространенных типа наушников: открытые и закрытые.
Открытый тип имеет акустические отверстия на внешней стороне для улучшения восприятия низких частот, но, с другой стороны, позволяет окружающему шуму проникать в ухо. Закрытые наушники полностью закрывают ухо, тем самым снижая уровень окружающего шума. Второе их преимущество заключается в том, что звук от наушников не будет излучаться наружу. Использование закрытых наушников предпочтительно в таких областях, как студийная звукозапись, где внешний шум должен быть сведен к минимуму.
Эти параметры почти ничего не говорят о самой АЧХ – большинство наушников заявляют диапазон 20-20000 Гц, но это не означает, что бас-гитара будет звучать в них так же хорошо, как скрипка (или что любой инструмент будет звучать в них хорошо).
Акустические характеристики
Даже люди, не особенно интересующиеся звукорежиссурой, наверняка слышали такие фразы, как “нет басов”, “басы слабые”, “глубокие басы”, “твердые средние частоты”, “слабые высокие частоты” и т.д. Речь идет об АЧХ – амплитудно-частотной характеристике, которая показывает зависимость между громкостью воспроизводимого звука и его частотой. В идеале громкость звука должна быть одинаковой на всех слышимых частотах, от низких (20 Гц – 200 Гц) до средних (200 Гц – 5000 Гц) и высоких (5 кГц – 20 кГц). В действительности это не так – громкость часто ниже на определенных частотах. Это явление называют “плачущими басами” или “трещащими высокими частотами”.
К сожалению, в случае с наушниками такие оценки обычно субъективны – саму АЧХ невозможно найти в руководствах по эксплуатации наушников. Акустические характеристики наушников мы можем только предполагать на основе параметров, которые приводят производители.
Минимальная и максимальная воспроизводимые частоты указывают, в каком диапазоне частот еще слышны звуки в этих наушниках.
Эти параметры мало что говорят нам о самой АЧХ – большинство наушников указывают диапазон 20 – 20000 Гц, но это не означает, что бас-гитара будет звучать в них так же хорошо, как скрипка (или что любой инструмент будет звучать в них хорошо).
Диапазон воспроизведения, отличный от 20 -20000, может дать немного больше информации. Если диапазон, указанный для наушников, более узкий (например, 50 -20000, 50 -18000 и т.д.), это означает, что наушники подходят только для общения, слушать музыку в них будет некомфортно.
Некоторые наушники имеют более широкий, чем слышимый, диапазон частот – от минимальной частоты 5 Гц до максимальной 40 кГц. Конечно, вы не услышите этих звуков, но заявленная полоса пропускания дает надежду на то, что слышимые частоты будут воспроизведены правильно.
Формат звуковой цепи Большинство наушников имеют формат 2.0 (обычное стерео). Некоторые наушники имеют формат 2.1, 5.1 или 7.1 – но это означает лишь программную эмуляцию объемного звука. Настоящий объемный звук не будет работать с этими наушниками, но, справедливости ради, многоканальное dolby stereo часто звучит с этими наушниками лучше, чем обычный 2.0.
Настоящие наушники 7.1 – это совсем другое дело: они оснащены несколькими динамиками и могут действительно создавать объемное звучание.
При выборе наушников 7.1 Real обратите внимание на способ их подключения – для подключения к многоканальной аудиосистеме наушники должны иметь 4 отдельных аудиовхода с разъемами jack или RCA. Если ваши наушники 7.1 Real имеют только USB-разъем, вы сможете воспроизводить объемный звук только с компьютера.
Также важны следующие моменты тип водителей.
Арматурные драйверы исторически использовались только в медицинских приложениях, таких как слуховые аппараты. Они были маленькими и минимизировали размер звука и искажения, но их высокая стоимость и узкая частотная характеристика изначально ограничивали их использование в наушниках.
С развитием технологий цена снизилась, а проблема узкой частотной характеристики была решена путем размещения нескольких преобразователей в одном корпусе – некоторые модели имеют до 12 преобразователей на одно “ухо”. Однако арматурные преобразователи имеют очень низкое звуковое давление и, следовательно, громкость производимого звука. Поэтому они эффективны только во внутриканальных наушниках. По мере увеличения громкости, на которой должен генерироваться звук, арматурные преобразователи не могут справиться с частотами ниже среднего диапазона.
Динамические преобразователи – это привычная конструкция громкоговорителей, неотличимая от тех, что используются во “взрослых” аудиоустройствах. Динамики несложные, недорогие и обеспечивают высокий уровень звукового давления в широком диапазоне частот.
К сожалению, уменьшение размера существенно влияет на качество звука – увеличиваются гармонические искажения и сужается частотная характеристика (особенно басовой части). Меньше диаметр мембраны динамикаЧем меньше диаметр мембраны динамика, тем сложнее добиться хорошего качества звука. В наушниках высокого класса используются различные технические решения для улучшения звучания – компенсационные обмотки с электронным управлением, сложные многокомпонентные мембраны и т.д. К сожалению, эти высокотехнологичные решения значительно увеличивают цену продукта.
Гибридные наушники включают в себя оба типа излучателей, при этом широкий диапазон и высокое звуковое давление излучателей дополняются точным воспроизведением звука арматурных излучателей. Гибридные наушники – это не просто внутриканальные наушники. Высокочастотный звук не требует высокого звукового давления, что привело к появлению гибридных объемных и накладных наушников; низкие частоты подаются через динамический драйвер, а верхние – через арматурные драйверы.
Гибридные и арматурные наушники характеризуются следующими особенностями количество водителей с каждой стороныКоличество драйверов на каждой стороне наушников диктуется тем, что их число больше 1. Это компенсирует узкую частотную характеристику арматурных драйверов.
Чувствительность Наушники определяют громкость звука. Значение в диапазоне 100-110 дБ является достаточным для большинства слушателей.
Чувствительность наушников указывается в зависимости от их мощности, т.е. если на наушники мощностью 1 мВт подается 100 дБ, то на выходе они дадут именно такое звуковое давление – 100 дБ. Однако выходная мощность зависит от тока, протекающего через наушники, и, следовательно, от их импеданса (импеданс). Наушники делятся на низкоомные и высокоомные. Для миниатюрных наушников (накладных и внутриканальных) предполагаются низкоомные наушники с импедансом менее 32 Ом, для накладных и капсюльных наушников предполагается импеданс 100 Ом, наушники с меньшим импедансом – низкоомные, с большим импедансом – высокоомные.
Импеданс влияет на чувствительность наушников. Дело в том, что чем выше импеданс наушников, тем выше должно быть напряжение на выходе усилителя, чтобы обеспечить одинаковое звуковое давление. Эту зависимость легко увидеть, если уменьшить чувствительность не к мощности, а к выходному напряжению усилителя. Например, если взять несколько наушников с одинаковой чувствительностью – 96 дБ – и измерить звуковое давление, которое они производят при подаче 1 В, то получится следующая картина:
Обратите на это внимание при покупке наушников для вашего мобильного гаджета – выходное напряжение их усилителей невелико, и высокоомные наушники в этом случае могут оказаться слишком тихими, даже несмотря на высокую чувствительность. Чтобы получить максимальную отдачу от них с помощью смартфона, вам понадобится усилитель для наушников.
Мощность наушников влияет на их максимальную громкость. Чем ниже чувствительность наушников, тем больше энергии им требуется для создания высокого звукового давления.
Например, если ваши наушники имеют чувствительность 90 дБ и выходную мощность 3000 мВт, это не значит, что они слишком тихие. Это означает, что при мощности 1 мВт они будут работать тихо (создавая звуковое давление 90 дБ), но при мощности 1000 мВт они будут создавать звуковое давление 120 дБ, что более чем достаточно. Однако для этого необходимо обеспечить указанные 1000 мВт, значения которых можно достичь только с помощью фиксированных усилителей. Какую мощность и чувствительность должны иметь наушники, чтобы в принципе воспроизводить достаточно громкий звук, можно приблизительно определить по таблице:
Если усилитель не выдает мощность, указанную в таблице, звук будет относительно тихим. Если мощность наушников меньше чувствительности, указанной в таблице, то в принципе невозможно получить громкий звук.
Акустический дизайн наушников также влияет на качество звука.
В наушниках с открытой спиной пространство между излучателем и ухом не изолировано от окружающей среды – внешние звуки проникают в ухо практически беспрепятственно, и музыка из наушников хорошо слышна окружающим. Считается, что такая конструкция обеспечивает “более чистое”, естественное звучание.
Открытые наушники отлично подходят для прослушивания музыки в тихой комнате, но если вы используете их на улице или в шумной обстановке, их преимущества превращаются в недостатки – звук из наушников будет слышен окружающим, а все посторонние шумы будете слышать вы. Кроме того, открытые наушники не позволяют динамикам создавать высокое звуковое давление, что приводит к ослаблению громкости звука – особенно в низкочастотном диапазоне.
Закрытые наушники обладают хорошей звукоизоляцией и зачастую лучше воспроизводят низкие частоты. Эти наушники идеально подойдут, если вы хотите наслаждаться мощными басами любимой музыки в офисе или в транспорте, не мешая соседям. Кроме того, изоляция от окружающего шума не всегда является преимуществом, а в некоторых случаях может быть даже опасной – например, не используйте закрытые наушники за рулем или при переходе улицы.
Полуоткрытые наушники – это компромисс между открытыми и закрытыми наушниками. Посторонние звуки в этих наушниках слышны, но приглушены, как и музыка из наушников для окружающих.
Однако бывают ситуации, когда даже закрытой конструкции недостаточно для полного устранения громких окружающих звуков. В этих случаях используйте наушники с Система активного шумоподавления.
Такие модели имеют микрофоны на задней части наушников для улавливания внешних шумов. Электроника анализирует сигнал от микрофонов и генерирует внефазный сигнал, устраняя внешние шумы из звуковой картины, создаваемой наушниками.
С хорошими наушниками с активным шумоподавлением вполне реально создать ощущение тихой комнаты, когда вы находитесь на шумной улице. Однако высококачественная реализация активного шумоподавления стоит недешево, и недорогие “шумоподавители” часто не справляются со своей задачей. Более того, работа активного шумоподавления в некоторых моделях может вызывать дискомфорт, головные боли и даже морскую болезнь. Поэтому перед покупкой рекомендуется протестировать их действие на собственном теле в течение некоторого времени (15-30 минут).
В статье упущен очень важный вопрос: кодеки в наушниках Bluetooth. AptX, AptX HD, aac и им подобные. Дешевые BT-наушники искажают звук хуже, чем mp3 с низкой частотой дискретизации
Акустические параметры наушников
Это физические характеристики, которые дают вам очень приблизительное представление о том, как будут звучать наушники. Однако, если у вас есть возможность, лучше всего просто послушать музыку на разной громкости и посмотреть, устраивает ли вас звук.
Минимальная и максимальная частоты. Это диапазон, в котором вы будете слышать звук в наушниках. Обычно указывается 20-20 000 Гц, но это общий диапазон, который мы в принципе можем слышать.
Звук будет идеальным, если наушники издают одинаковый уровень громкости для всех частот. Этого редко удается достичь, поскольку мешает слишком много факторов – от расположения колонок до качества воспроизводимого файла.
Поэтому в каждом случае звук будет немного громче на одной частоте и немного тише на другой. Чем меньше разница, тем лучше. Стандартный диапазон составляет 20-20 000 Гц. Если он шире, то больше шансов, что громкость будет одинаковой в среднечастотном диапазоне.
Громкость наушников можно определить сразу по трем параметрам: сочетанию мощности, чувствительности и импеданса.
Мощность – это громкость, которую может воспроизвести динамик. Может, потому что сам динамик не производит энергию, он только получает ее. Мощность в наушниках измеряется в милливаттах – мВт.
Если вы планируете использовать наушники с музыкальным плеером или смартфоном, нет смысла идти на поводу у мощности – такое оборудование просто не сможет обеспечить достаточный уровень звука. В этом случае вы услышите искажения и своеобразный рыхлый звук. Если наушники будут питаться от компьютера или усилителя, обратите внимание на то, какую мощность они могут выдавать.
Чувствительность. Физическая характеристика, указывающая, насколько громче будут звучать наушники при прочих равных условиях – например, при одинаковой мощности. Самый простой способ выбрать наушники в наши дни – по чувствительности. Минимальное значение для музыки составляет 90-120 дБ. Чем выше, тем громче наушники.
Импеданс, Или, как это часто пишут в спецификациях наушников, импеданс. Эта характеристика измеряется в омах.
Импеданс обычно важен при соединении различных динамиков вместе. Если импеданс одного устройства низкий, оно будет легко работать с устройством с аналогичным или более низким импедансом. Однако звук начнет искажаться, если импеданс подключаемого устройства выше.
Если вы собираетесь использовать наушники с телефоном или плеером, ищите устройства с импедансом 16-32 Ом. Для компьютеров и музыкальных центров достаточно наушников с импедансом 40-60 Ом или выше. Если вы подключите низкоомные наушники к высокоомным “динамикам”, звук будет искажен.
Выбор наушников на основе технических характеристик не всегда эффективен, и вот почему:
- Параметры зависят друг от друга и от других факторов, не указанных производителем. Например, вы можете найти очень мощное устройство, но не сможете слушать через него, потому что высокие частоты превращаются в визг, а низкие – в речитатив. Причин этому много: от плохо настроенной электроники до неустойчивого корпуса из некачественного пластика.
- Производитель просто не предоставляет технических характеристик, ограничиваясь наличием шумоподавления.
Как правило, чем дороже наушники, тем лучше они звучат. Но “лучше” – это субъективный параметр, поэтому стоит послушать их перед покупкой.
Например:
? С диапазоном частот от 160 до 20 000 Гц – Genius для 2430 P
? С мощностью 1500 мВт и чувствительностью 106 дБ – Technics за 10 790 Р
? С импедансом 480 Ом – Sennheiser для 6500 P
Наушники с высокой чувствительностью (зеленый) Наушники с верхней средней чувствительностью (желтый) Наушники со средней чувствительностью (красный)Чувствительность по напряжению 1 кГц, В 133 121 108 Чувствительность по мощности 1 кГц, мВт 118 107 94Мощность, подаваемая на наушники для достижения громкости 120 дБ, В 0. 23 0,8 3,6Отношение мощности наушников для достижения громкости 120 дБ, мВт 1,6 3 405Каждый раз на одной батарее 1 раз 2 раза 250 разЕсли максимальный уровень напряжения усилителя для 32 Ом составляет 0,3 В / 3 мВт, то максимальная громкость наушников составит, дБ SPL 122 111 98
В зависимости от чувствительности
Наушники с высокой чувствительностью (зеленый) Наушники с верхней средней чувствительностью (желтый) Наушники со средней чувствительностью (красный)Чувствительность по напряжению 1 кГц, В 133 121 108 Чувствительность по мощности 1 кГц, мВт 118 107 94Мощность, подаваемая на наушники для достижения громкости 120 дБ, В 0. 23 0,8 3,6Отношение мощности наушников для достижения громкости 120 дБ, мВт 1,6 3 405Каждый раз на одной батарее 1 раз 2 раза 250 разЕсли максимальный уровень напряжения усилителя для 32 Ом составляет 0,3 В 23 0,8 3,6Зависимость мощности наушников для достижения громкости 120 дБ, мВт 1,6 3 405Каждый раз на одной батарее 1 раз 2 раза 250 разЕсли максимальный уровень напряжения усилителя для 32 Ом составляет 0,3 В / 3 мВт, то максимальная громкость наушников составит, дБ SPL 122 111 98
Чувствительность по напряжению взята непосредственно из графика АЧХ, где линии пересекаются на частоте 1 кГц, вертикальная шкала дана в дБ. В отношении мощности это значение пересчитывается отдельно. Знание чувствительности необходимо как для расчета максимальной громкости, которую наушники могут достичь с данным усилителем, так и для расчета потребляемой мощности.
Чтобы перевести чувствительность из дБ/В в дБ/мВт и наоборот, используйте таблицу ниже:
Импеданс – это совместимость наушников с усилителем. На самом деле импеданс и сопротивление не совсем одно и то же, радиофизик найдет различия и докажет, что неправомерно называть сопротивление импедансом и наоборот.
Слушать ушами, а не цифрами
В заключение я подумал: вот вы перечислили характеристики, привели цифры и даже один график. Но восприятие и слух у всех разные, как после этого жить?
Технические характеристики помогут вам сузить круг поиска и выбрать подходящие модели. И тогда вам нужно слушать. Прямо из ваших ушей, не полагаясь на мнение и заверения продавца.
Удивительно, но даже две модели с одинаковыми техническими характеристиками не гарантируют одинаковое качество звука. Нет. Разница огромная, и естественный вывод – производитель солгал или привел данные в специальной системе расчета (например, максимально возможная и средняя работа – цифры будут разные).
И последний совет: тестируйте оборудование самостоятельно. Таким образом, вы будете уверены, что, во-первых, ваши музыкальные предпочтения хорошо соответствуют устройству, во-вторых, что оно работает без сюрпризов, и, в-третьих, что вам просто нравится работать с этими наушниками.
Читайте далее: