Не секрет, что различные микрофоны в музыкальном мире отличаются не только цветом и формой. Тем не менее, в основном все микрофоны служат одной цели: собирать звук и превращать его в электрический сигнал, которым мы можем управлять. Но то, как они это делают, может иметь огромное значение для качества звука на сцене, в репетиционном зале или в студии звукозаписи. Я всегда призывал, призываю и буду призывать музыкантов детально изучать различные микрофоны, чтобы вы могли понять, какой из них вам больше подходит. Я также рекомендую вам всегда иметь при себе собственный микрофон подходящего типа, когда вы репетируете и выступаете.
Микрофоны: в чем основные различия?
Не секрет, что различные микрофоны в музыкальном мире отличаются не только цветом и формой. Тем не менее, в основном все микрофоны служат одной цели: собирать звук и превращать его в электрический сигнал, которым мы можем управлять. Однако то, как они это делают, может оказать огромное влияние на качество звука на сцене, в репетиционном зале или в студии звукозаписи. Я всегда призывал, призываю и буду призывать музыкантов детально изучать различные микрофоны, чтобы вы могли понять, какой из них вам больше подходит. Я также рекомендую вам всегда носить с собой на репетиции и выступления собственный микрофон подходящего типа.
Есть две основные характеристики микрофона, которые влияют на его “звучание”: тип капсюля и характеристика направленности. В этой статье мы сосредоточимся на второй из этих характеристик.
Характеристика направленности микрофона – это показатель того, как микрофон улавливает звук с разных направлений, то есть его чувствительность к звуку в зависимости от положения источника звука относительно микрофона. Здесь мы рассмотрим 4 основные характеристики направленности, наиболее часто встречающиеся в музыкальном мире, и опишем ситуации, в которых каждый тип работает лучше всего.
Ненаправленный микрофон
– В студиях для записи объемного звука
– Для некоторых живых выступлений, где звук полностью контролируется, для обеспечения чистого, естественного, открытого звука, изолированного от шума (вызванного ветром или дыханием) и для окрашивания звука, когда источник не направлен прямо на микрофон (не на оси микрофона).
Ненаправленные микрофоны (также часто называемые “омни” от “всенаправленный”) чувствительны к звукам с любого направления. Независимо от того, находится ли источник звука над, под, перед или за микрофоном, он будет воспринимать звук примерно одинаково (не совсем одинаково, но для простоты понимания разницей можно пренебречь). Эти микрофоны ценятся музыкантами за низкую “окраску” звука и чрезвычайно “плоский” спектр звуковых частот, особенно на низких частотах. Эти микрофоны также имеют низкую чувствительность к шуму ветра или “взрывным” согласным (таким как “Б” или “П”). Однако из-за своей направленности этот тип микрофонов часто бесполезен для громких живых выступлений и используется в основном в студиях.
Двунаправленный микрофон
– Для записи в студиях, когда используются два разных источника звука и требуется меньше шума для микрофона, чем при использовании ненаправленных микрофонов
– Ситуации, когда требуется сильная отсечка (например, при записи вокала певца при одновременной игре на гитаре)
– Обработка полуснимков и технология Алана Блюмлейна (специальные методы стереозаписи)
– Cascade Fat Head II
Двунаправленные микрофоны (также известные как микрофоны “восьмерки” из-за формы их графиков направленности) одинаково хорошо улавливают звук с тыла и спереди. В силу своей природы, они удивительным образом не улавливают звук, идущий прямо со сторон микрофона (т.е. +- 90° к их оси). Однако эта особенность направленности – еще одна, с которой крайне сложно работать во время живых выступлений. Тем не менее, из-за полного отсутствия чувствительности этих микрофонов к источникам звука по обе стороны от них, они находят очень интересное и необычное применение в студийных условиях, связанных с их расположением.
Кардиоидный микрофон
– Сцена и студия: универсальная рабочая лошадка музыкантов
– для улавливания звука от источника звука, расположенного близко к микрофону, и изоляции его от окружающих источников как на сцене, так и в студии
Кардиоидные микрофоны – это первый тип однонаправленных микрофонов в нашем обзоре, то есть они улавливают звук только в одном направлении. Название “кардиоидный” может навести на мысль, что микрофон имеет какое-то отношение к сердцу (вспомните кардиограмму). И это действительно так! Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца (не анатомическую форму, а ту, которую мы рисуем с детства для обозначения сердца), что делает их чувствительными к звукам, поступающим непосредственно перед микрофоном, и нечувствительными к звукам позади микрофона. И, чудо выше чудес: этот микрофон так же часто используется в студиях, как и на концертах! Он слабо восприимчив к источникам позади микрофона, что делает его кандидатом №1 для использования в качестве вокального или инструментального микрофона.
К сожалению, ничто в мире не совершенно, и этот тип микрофона не лишен недостатков. Довольно трудно найти кардиоидный микрофон без особого “характера” в плане того, как он улавливает определенные частоты (хотя это не обязательно плохо). Другим явлением, свойственным этому типу микрофонов, является то, что мы называем “эффектом близости”. По мере приближения источника звука к микрофону наблюдается заметное увеличение низких частот на расстоянии около 0-2 сантиметров от сетки микрофона. Вы могли заметить, что когда вы приближаетесь к микрофону, ваш голос становится “больше” и “полнее”, чем когда вы находитесь вдали от микрофона. В качестве вокалиста это можно использовать для придания голосу теплоты и полноты, но это также создает некоторые проблемы, если вокалист имеет привычку значительно изменять расстояние до микрофона, что приводит к нежелательным изменениям тембра голоса.
Гиперкардиоидный (суперкардиоидный) микрофон
– Для живых выступлений, где требуется более изолированный звук
– Для бэк-вокала, чтобы еще больше минимизировать утечку звука на сцене, чем кардиоидные микрофоны
– Для студийных и концертных записей, требующих высоконаправленного и сфокусированного звучания.
Являясь братом кардиоидного микрофона, этот тип микрофона демонстрирует схожие характеристики направленного звука с небольшими, но существенными различиями. Эти микрофоны – еще один отличный выбор для живых концертов, особенно для вокалистов, поскольку эти микрофоны имеют еще более плотный и прямой отклик, чем аналогичные кардиоидные микрофоны. Они хорошо работают на громких сценах, где вокруг вокалиста много источников шума, и задача состоит в том, чтобы четко уловить звуки самого вокалиста. С другой стороны, они могут создавать проблемы для мобильных вокалистов, движения которых изменяют угол наклона микрофона, что существенно влияет на тембр и громкость голоса вокалиста. Даже небольшое отклонение от оси микрофона может вызвать заметную разницу в звучании.
Еще одним недостатком, о котором следует помнить при использовании такого микрофона, является так называемый “кроличий хвост” диаграммы направленности за микрофоном, возникающий из-за формы его капсюля. Эти микрофоны имеют дополнительную небольшую зону проникновения звука за микрофоном. Хотя эти микрофоны не так чувствительны сзади, как двусторонние микрофоны, вам все равно нужно обращать внимание на то, куда направлена противоположная сторона микрофона. Если вы, как вокалист, установите этот “кроличий хвост” на напольный вокальный монитор, никто не будет счастлив: микрофон немедленно включится, и неприятная обратная связь станет незваным гостем на вашем концерте.
Мы надеемся, что эти советы дадут вам пищу для размышлений при выборе микрофона. Попробуйте их, и вы обязательно найдете микрофон, который идеально вам подходит!
Идея и материал статьи: Аарон Станиулис – не только концертный и студийный звукорежиссер, но и опытный музыкант, певец и композитор. Он провел равное количество времени по обе стороны микрофона, работая и играя с различными музыкальными группами, от кавер-групп в барах до групп, выступающих на крупных лейблах, на концертах с аудиториями от десятков до тысяч человек.
Кардиоидный микрофон идеально подходит для записи, когда источник звука расположен точно перед микрофоном и по бокам от него. Чтобы лучше понять характеристики кардиоидного микрофона, важно понять значение такой характеристики, как диаграмма направленности.
Характеристики кардиоидного микрофона
Кардиоидный микрофон подходит, если вы хотите записать звук, источник которого находится точно перед микрофоном и по бокам от него. Чтобы лучше понять характеристики кардиоидного микрофона, важно понять значение таких характеристик, как диаграмма направленности.
Диаграмма направленности микрофона – это одна из основных характеристик микрофона, которая указывает на его способность улавливать звуки, исходящие из разных точек и направлений. Исходя из этой характеристики, микрофон следует выбирать в зависимости от цели, для которой он будет использоваться. Все типы микрофонов имеют разные диаграммы направленности – одни могут улавливать звуки, идущие со всех направлений, а другие – только с одного.
Однонаправленный микрофон чувствителен к звуку, идущему с одного направления, и гораздо менее чувствителен к звуку с других направлений.
Кардиоидный микрофон, с другой стороны, имеет сердцевидную диаграмму направленности, отсюда и название “кардиоидный”. При такой схеме самая высокая чувствительность находится под углом 0 градусов вдоль оси микрофона, а самая низкая – под углом 180 градусов в противоположном направлении. Наиболее эффективный угол кардиоидного микрофона достигается при 65 градусах в каждую сторону от оси перед микрофоном. По сравнению со всенаправленным микрофоном (например, конденсаторным микрофоном, используемым в студии звукозаписи), кардиоидный микрофон улавливает примерно одну треть звука.
Эта характеристика делает кардиоидные микрофоны очень подходящими для записи живых выступлений, поскольку они не улавливают слишком много шума из зала. Использование кардиоидных микрофонов часто необходимо, если гитарный усилитель рядом с ударной установкой недоэкспонирован – это единственный способ уменьшить вторжение ударных в гитарный канал при живой записи. Кроме того, многие микрофоны, используемые для усиления вокала, являются кардиоидными.
Микрокардиоида имеет несколько недостатков. Наблюдается заметное снижение высоких частот, даже когда источник вибрации находится немного в стороне от оси микрофона. Не рекомендуется, чтобы певец двигал головой во время записи или исполнения песни. Характерным недостатком однонаправленного микрофона является сильное повышение низких частот, которое необходимо корректировать во время записи. Этот тип кривой бывает двух видов. Они бывают суперкардиоидными и гиперкардиоидными. Существуют некоторые различия в голосовых аппаратах с такой чувствительностью.
Все направленные микрофоны
Конструкция прибора обеспечивает круговую или скорее сферическую зону чувствительности. Несмотря на сферическую чувствительность, которая позволяет принимать сигналы со всех направлений, эти устройства используются в вещании и записи. Микрофоны с всенаправленным откликом используются для записи больших симфонических оркестров, хоровых выступлений и докладов. Уровень высоких частот не зависит от положения исполнителя по отношению к центральной оси. Всенаправленные инструменты не имеют эффекта близости, из-за которого низкие частоты доминируют во всем звуковом диапазоне.
Микрофон, как известно, – это устройство, используемое для передачи звуковой информации на большие расстояния. В зависимости от технических характеристик предлагаются эстрадные, репортерские, студийные и инструментальные установки. По принципу действия – конденсаторные и динамические. Однако в этой статье мы будем иметь дело с разделением устройств по характеристикам пространственной направленности. Современные микрофоны делятся на кардиоидные и гиперкардиоидные.
Что это значит?
Микрофон, как мы знаем, – это устройство, передающее звуковую информацию на большие расстояния. В зависимости от технических характеристик предлагаются эстрадные, репортерские, студийные и инструментальные аппараты. В зависимости от принципа действия – конденсаторные и динамические микрофоны. Однако в этой статье мы будем иметь дело с разделением устройств по характеристикам пространственной направленности. Современные микрофоны делятся на кардиоидные и гиперкардиоидные.
Кардиоидный считается самым популярным. Это одно из устройств, используемых в музыкальном мире, с определенной характеристикой направленности. Это означает улавливание звука с одной или другой стороны. Этот тип микрофона предоставляет уникальные возможности при записи в студиях, выступлениях на сценах и записи музыкальных инструментов.
Он однонаправленный, что означает, что он улавливает звук только из одного источника, без каких-либо внешних воздействий.Воздействие окружающей среды сзади никак не влияет на качество звука. Его головка имеет форму сердца для высококачественного воспроизведения и сбора звука. Микрофон работает только в том случае, если он направляет звук в центр головы или в сторону. Лучше сконцентрироваться на точке, откуда берется звук. Иногда во время выступления вокалисты отклоняются от центральной точки, и в этом случае микрофон улавливает звук менее четко, чем хотелось бы.
Суперкардиоидный микрофон имеет более узкую зону приема, чем кардиоидный микрофон. В остальном они очень похожи.
Однако суперкардиоидное шумоподавление намного хуже, улавливая внешние звуки, идущие сзади.
Эта направленность чувствительна к звуку спереди и частично сзади, но по сравнению с кардиоидой зона захвата для звука спереди более узкая. Гиперкардиоидный микрофон почти не улавливает побочные звуки, что помогает создавать мертвые зоны, на сцене для предотвращения эффекта обратной связи, для работы в шумной обстановке с одним источником звука, для полевых записей, точно нацеленных на нужный звук.
Кардиоидная диаграмма направленности
Кардиоидная направленность
Кардиоидная диаграмма направленности напоминает сердце, отсюда и название – полярная диаграмма направленности. Кардиоидные микрофоны наиболее чувствительны к фронтальному звуку, менее чувствительны к боковым сигналам и слабо чувствительны к тыловым сигналам. Эти модели подходят для записи вокала и сольных инструментов, сценических выступлений и для точных полевых измерений. Кроме того, кардиоидная направленность сводит к минимуму эффект обратной связи. Кардиоидные микрофоны обладают эффектом близости, что может быть полезно для дикторов, записи голоса или усиления низкочастотного диапазона инструмента.
Эффект близости – это усиление низких частот по мере приближения микрофона к источнику звука. Конденсаторные кардиоидные микрофоны обладают самым ярким эффектом близости. Это явление необходимо, когда вы хотите усилить низкие частоты.
Гиперкардиоидная направленность/гиперкардиоидная направленность
Такая направленность чувствительна к звуку спереди и частично сзади, но по сравнению с кардиоидной диаграммой направленности область приема звука спереди более узкая. Гиперкардиоидный микрофон практически не улавливает побочных звуков, что помогает при создании мертвых зон, на сцене для предотвращения эффекта обратной связи, при работе в шумной обстановке с одним источником звука и при записи в полевых условиях с точным наведением на нужный звук.
Суперкардиоидная направленность
Суперкардиоидные микрофоны имеют более узкий фронтальный охват, чем кардиоидные микрофоны, но более широкий, чем гиперкардиоидные микрофоны. В отличие от кардиоидных микрофонов, этот тип диаграммы направленности захватывает звуки сзади, но захват меньше, чем в гиперкардиоидных системах. Суперкардиоидный микрофон менее чувствителен к боковым звукам, поэтому вы можете избежать эффекта обратной связи на сцене и в студии, работать с одиночными источниками звука, записывать в поле и на месте.
Субкардиоидная/широкополосная направленность
Субкардиоидная диаграмма направленности имеет большую однонаправленную диаграмму направленности, обеспечивая широкое покрытие звука спереди. Такие микрофоны менее чувствительны к боковым и обратным звукам. Субкардиоидные микрофоны подходят для речи, вокала и работы с инструментами, но имеют меньший эффект близости, чем кардиоидные. Широкий диапазон микрофона позволяет записывать звук, исходящий из нескольких точек в пространстве.
Лобар/Лобар
Lobar – это однонаправленная диаграмма направленности с высокой линейностью, интегрированная с пушечными микрофонами. Запись на микрофон с такой направленностью в основном используется в кинематографе, когда требуется точное наблюдение или запись отдаленных звуков. Наиболее чувствительная область микрофона находится спереди, но эта схема также имеет небольшие участки чувствительности по бокам (90º и 270º градусов) и сзади (180º). Лобарная полярность является гибридом суперкардиоида и гиперкардиоида диаграммы. Однако перед капсюлем микрофона находится интерференционная трубка, которая сужает характеристики приемника и пропускает сигнал.
В целом, этот тип оборудования довольно специфичен и используется очень ограниченно, например, во многих научных приборах (прецизионные датчики расстояния или сейсмографы). Имейте в виду, что такие микрофоны обычно представляют собой отдельные устройства со статистическим принципом обработки сигнала и специфическим регулированием компонентов.
Что они собой представляют
Помимо наиболее популярных динамических и конденсаторных микрофонов, существуют и другие типы.
Из-за сложности конструкции, высокой стоимости производства или недостаточного качества они менее популярны. К ним относятся углеродный микрофон (микрофон Хьюза), оптоакустический, пьезоэлектрический и другие, используемые в основном в очень узконаправленных научных экспериментах. Красивая мелодия, сыгранная на проигрывателе, голос любимого человека, которого нет рядом, – все это было бы невозможно без маленького помощника, способного производить из звука поток электронов в проводах.
Конденсатор
Технически говоря, конденсаторная установка – это просто конденсатор, подключенный к электрической цепи с нужным источником напряжения.
Эти устройства изготовлены из электропроводящих материалов, при этом электрод и мембрана разделены изолирующим кольцом. Сильно натянутая мембрана начинает вибрировать относительно статического электрода. В этот момент емкость и уровень заряда конденсатора изменяется в зависимости от амплитуды звукового давления, действующего на звуковую мембрану.
В цепи генерируется электрический ток аналогичной частоты, и на импедансе нагрузки появляется переменное напряжение – оно и становится выходным сигналом техники.
Электретный
Эти устройства по сути своей аналогичны конденсаторам, только наличие постоянного напряжения обусловлено зарядом электролита, который наносится на мембрану очень тонким слоем и позволяет поддерживать этот заряд в течение длительного времени. Микрофоны характеризуются повышенным выходным сопротивлением, которое является емкостным по своей природе. Поэтому для уменьшения его величины в корпус микрофона встроен усилительный источник на N-канальном транзисторе с P-N переходом. Такая конструкция позволяет значительно снизить выходной импеданс и уменьшить потери сигнала при подключении к входу усилителя.
Хотя поляризующее напряжение не требуется, эти микрофоны все равно требуют внешнего источника питания из-за наличия в схеме встроенного транзистора. Традиционно диафрагма таких микрофонов намного толще, а площадь диафрагмы немного меньше. По этой причине характеристики этих устройств часто уступают типичным конденсаторным микрофонам.
Динамический
По своей конструкции эти модели напоминают динамические громкоговорители, но механизм работы у них другой, так как они имеют натянутую мембрану, соединенную с проводником. Последний остается в сильном электромагнитном поле, которое генерируется активным магнитом. Эта мембрана подвергается воздействию звуковых волн и тем самым заставляет проводник двигаться.
Проводник преодолевает магнитные силовые поля, и создается индуктивная ЭДС. Это зависит от амплитуды движения диафрагмы.
В отличие от типичных конденсаторных моделей, установки этого типа не требуют фантомной зарядки.
Динамические модели делятся на рулонные и ленточные. В катушечном варианте диафрагма подается на катушку, которая помещается в кольцевой паз в группе магнитов. Как и в громкоговорителях, акустические волны, вибрирующие на мембране катушки, сталкиваются друг с другом, и электромагнитное поле создает в катушке переменную электродвижущую силу. Эти микрофоны считаются одними из самых популярных на сегодняшний день, наряду с электретными микрофонами.
В электродинамических ленточных моделях магнитное поле представляет собой не катушку, а гофрированную полосу металлической фольги, обычно алюминиевой. Такая конструкция позволяет записывать высокочастотный диапазон с лучшим качеством. В большинстве случаев такие микрофоны имеют двустороннюю направленность, поэтому их используют для записи звука. Следует отметить, что эти устройства имеют более высокие требования к условиям хранения и эксплуатации. В некоторых ситуациях даже простое хранение на боку приводит к перерастяжению ленты и, как следствие, невозможности эксплуатации техники.
Углерод .
Эти модели представляют собой устройства, в которых передача звуковых сигналов достигается путем изменения импеданса проводящего материала, например, углеродного порошка, или путем изменения параметров сопрягаемой поверхности графитового стержня специальной формы.
В настоящее время угольные модели уже практически не используются из-за низкой производительности.
В прошлом, однако, наиболее популярными были модели, которые выглядели как герметичная капсула, состоящая из пары металлических пластин, покрытых слоем древесного угля. В них стенки капсулы соединяются с диафрагмой. При изменении параметров давления углеродной смеси изменяется размер площади контакта между сегрегированными зернами углерода. Все это влечет за собой изменение величины импеданса между пластинами – если между ними протекает постоянный ток, то уровень напряжения будет во многом зависеть от степени давления на мембрану.
Оптоакустика
В этих устройствах акустические колебания возникают в результате отражения лазерного излучения от рабочего тела, поэтому такие микрофоны чаще называют лазерными микрофонами. Это устройства в компактном корпусе, в которых хорошо регистрируемые колебания мембраны записываются с помощью отраженного под углом лазерного света.
В целом, этот тип оборудования довольно специфичен и используется в очень специфических целях, например, во многих научных приборах (очень точные датчики расстояния или сейсмографы). Следует хорошо понимать, что такие микрофоны обычно представляют собой отдельные устройства со статистическими правилами обработки сигнала и специальным регулированием компонентов.
Пьезоэлектрические
Эти устройства работают на основе пьезоэлектрического эффекта. При деформации пьезоэлектриков возникают электрические разряды, величина которых прямо пропорциональна деформации пластины искусственно выращенных кристаллов.
По своим характеристикам эти микрофоны значительно уступают подавляющему большинству динамических и емкостных моделей.
Тем не менее, в некоторых областях они все еще используются – например, их часто можно встретить в устаревших гитарных звукоснимателях, а также в их современных бюджетных версиях.
Определившись с типом микрофона и тем самым значительно сузив круг доступных моделей, остановимся на основных технических параметрах, которые необходимо учитывать при выборе микрофона.
Принимая решение о типе микрофона и тем самым значительно сужая диапазон моделей, важно сосредоточиться на основных технических параметрах, на которых должен основываться выбор микрофона.
Частотный диапазон и частотная характеристика
максимальный уровень звукового давления
эквивалентный уровень шума
1 Диапазон частот – это диапазон звуков, которые микрофон способен улавливать и передавать. Он измеряется в диапазоне частот, выраженных в герцах (Гц). Идеальное человеческое ухо улавливает частоты в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Человеческий голос находится в гораздо более узком диапазоне (60-1300 Гц), диапазон музыкальных инструментов гораздо шире, но он специфичен для каждого типа инструмента. Обычно новички выбирают микрофон с максимально широкой частотной характеристикой, что правильно, ведь тогда микрофон становится универсальным. Если отбросить универсальность и выбрать микрофон для конкретного инструмента, то можно подобрать модель с частотной характеристикой, максимально охватывающей весь диапазон звучания инструмента.
Амплитудно-частотная характеристика (AFR) и уровни искажений определяют чувствительность микрофона во всем диапазоне частот и характерные тональные нюансы конкретной модели микрофона. На амплитудно-частотную характеристику влияют мембрана, вес и материал мембраны, а также конструкция внутренних цепей и узлов микрофона.
В этом отношении микрофоны делятся на два типа: те, которые имеют одинаковый уровень во всем диапазоне частот, и те, которые достигают пика или, наоборот, провала на определенных частотах. Последние используются для конкретных целей, например, для усиления конкретного источника звука (разборчивость вокала или определенного инструмента).
АЧХ – это график, на котором можно увидеть, на каких именно частотах и на сколько децибел амплитуда сигнала отклоняется от исходной. Иногда АФК может быть представлена не графиком, а числовыми значениями. Например, 80 Гц – 20 кГц (+/- 2 дБ) указывает, что отклонение от линейности может составлять до 2 дБ в данном диапазоне, без указания конкретных частот, на которых происходит отклонение.
2. Чувствительность – равен отношению напряжения (в В) на выходе микрофона к звуковому давлению (в Па), поданному на его вход. Этот параметр определяет, сколько тихих звуков (выраженных в дБ или мВ/Па) микрофон способен уловить и преобразовать в электрический сигнал. Чем ближе значение децибел (дБ) к нулю, тем более чувствителен микрофон к улавливанию даже очень тихих звуков; для мВ/Па (милливольт на паскаль) это значение должно быть максимальным. Как узнать, нужен ли вам сверхчувствительный микрофон или достаточно и меньшего количества? Учитывайте условия, в которых вы будете работать: если это студийный микрофон, вам нужна высокая чувствительность; если вокруг шумно (концерт, улица, клуб), чувствительность будет работать не в вашу пользу, улавливая ненужный шум.
3. Направленность определяет чувствительность микрофона на определенных расстояниях вокруг него, образуя определенный паттерн (диаграмму). Направленность микрофона определяется конструкцией капсюля и влияет на такие параметры микрофона, как шумоподавление, эффект от поворота микрофона относительно источника звука и определение оптимального расстояния от источника звука. Если чувствительность микрофона одинакова по всему радиусу, т.е. микрофон расположен как бы в центре звукового круга, мы называем такие микрофоны без направления или всенаправленный .. Они используются нечасто, поскольку улавливают много посторонних шумов и чувствительны к обратной связи, и обычно применяются для стерео или записи живой природы.
Микрофоны обычно бывают направленными, диаграммы направленности которых образуют следующие схемы:
Кардиоида – Название этой диаграммы связано с тем, что она имеет форму сердца. Благодаря такой схеме микрофон записывает звук, достигающий передней части капсюля под углом 130 градусов, отсекая внешние шумы. Именно поэтому кардиоидные микрофоны обычно используются для записи вокала в студии. Обратите внимание, что такие микрофоны не следует размещать рядом с динамиками или слишком близко к источнику звука.
Суперкардиоида и гиперкардиоида характеризуются более узкой зоной покрытия сзади, а угол действия также был сужен до 115 и 105 градусов соответственно. Суперкардиоида хорошо изолирует посторонние звуки спереди, но улавливает их сзади. Гиперкардиоида, с другой стороны, имеет боковые области с минимальным захватом звука. Микрофоны с гиперкардиоидной характеристикой отлично улавливают два источника звука, направления которых образуют определенный угол. Суперкардиоидные микрофоны подходят для записи одного источника звука в шумной обстановке, при этом они устойчивы к обратной связи.
Полукардиоида отсекает все, что находится за микрофоном, принимая только переднюю часть. По бокам не должно быть источников звука. Идеальная направленность для микрофонов, используемых на лекциях и конференциях.
Восемь – Схема, название которой говорит само за себя. Равная чувствительность спереди и сзади, нулевая чувствительность по бокам. Этот тип микрофона чаще всего используется для стереозаписи и для записи двух вокалистов одновременно.
Некоторые модели микрофонов являются универсальными, и их направленность можно переключать.
4) Импеданс или импеданс микрофона (обозначается буквой Z) влияет на качество звука между микрофоном и предусилителем. Для правильной работы рекомендуется подобрать пару микрофон-преамп таким образом, чтобы входной импеданс усилителя был больше выходного импеданса микрофона в 10 раз. Если у вас уже есть предусилитель, подберите к нему микрофон, и наоборот, помня об этой рекомендации.
Профессиональные микрофоны всегда имеют низкий выходной импеданс (Lo-Z), не превышающий 600 Ом, поэтому они могут передавать сигнал без потери качества даже на расстояние 100 метров.
Максимальный уровень звукового давления (dBSPL) – Максимальный уровень звукового давления (dBSPL) – это максимальное количество звука, которое микрофон может воспроизвести без потери качества звучания. Это важный параметр для плохо звучащих инструментов, таких как ударные или деревянные духовые инструменты.
6 Эквивалентный уровень шума Эквивалентный уровень звукового давления или коэффициент самошума (дБ/дБА). Очевидно, что чем меньше значение, тем лучше. Обычно это значение не должно превышать 30 дБА. 7.
7. электропитание7. тип питания: фантомное (от усилителя или микшера), батарейки, аккумуляторы и т.д.
Поскольку однонаправленные микрофоны не так чувствительны к внеосевым звукам, как всенаправленные, они менее чувствительны к пространственным звукам.
Изменение амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) микрофона: чем больше угол между осью микрофона и направлением на источник звука, тем больше изменение. Во-первых, происходит потеря низких частот, что приводит к нечеткому и неясному звучанию.
Для однонаправленных микрофонов, когда микрофон находится на расстоянии менее полуметра от источника звука, наблюдается значительное увеличение низких частот (low). При установке близко, менее 30 см, помните об эффекте близости и для получения естественного звучания уберите низкие частоты, например, с помощью эквалайзера. Также:
- извлеките бас из микшера,
- используйте микрофон,
- Нанесите минимизирующий эффект,
- использование микрофона с кнопкой уменьшения басов,
- используя всенаправленный микрофон.
На самом деле, однонаправленные микрофоны могут не только отделить звук одного инструмента от другого, но и уменьшить обратную связь, позволяя получить больше усиления. С этой точки зрения, однонаправленные микрофоны превосходят всенаправленные практически во всех приложениях для усиления звука.
Кардиоидные микрофоны – это разновидность однонаправленных микрофонов, то есть микрофонов, улавливающих звук только в одном направлении. Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца и обеспечивает максимальную чувствительность в передней части, на оси вокального инструмента. Звуки, идущие сзади, вообще не улавливаются.
Применение кардиоидных микрофонов
Кардиоидный микрофон используется в студиях звукозаписи, помещениях с плохой акустикой и на концертах. Он не воспринимает звук с боков или сзади, поэтому музыка оркестра, сопровождающего солиста, не передается в вокальный канал. Это позволяет звукорежиссеру сбалансировать голос вокалиста и сопровождающие его инструменты. Помещения с плохими акустическими свойствами затрудняют запись из-за паразитной реверберации. Отраженные сигналы, попадающие в звуковой канал, создают впечатление смешанной музыки. Односторонняя направленность кардиоидного микрофона помогает избавиться от нежелательных шумов и добиться хорошего качества записи.
Читайте далее: