Что такое диафрагма в фотоаппарате?

эффект глубины резкости

Это своего рода тест на разделенное внимание) Если вы читали вышеизложенное, вы уже знаете ответ. На другие я укажу отдельно, потому что устоявшаяся терминология может сбить с толку.

Что такое диафрагма в фотоаппарате?

В сегодняшнем уроке мы подошли к важному техническому вопросу, который необходимо понять и применить на практике каждому фотографу. Если бы меня спросили, какие 2 технических параметра являются самыми важными в фотографии, и вы должны научиться их контролировать, я бы без колебаний ответил: “Конечно, диафрагма и выдержка”. С их помощью вы можете изменить одну и ту же сцену до неузнаваемости, изменить настроение и по-настоящему привлечь свет. Новички, не волнуйтесь – беспокоиться не о чем, я уверен, что у вас все получится! Итак, диафрагма…

Диафрагма относится к техническому элементу объектива, который регулирует количество света, попадающего на матрицу.

Чтобы объяснить это на пальцах, принято приводить в пример зрачки глаз, которые сужаются на солнце и пропускают меньше света, и расширяются в темноте, чтобы получить максимум света. Это можно сравнить с трубами – они могут иметь разный диаметр и, соответственно, пропускать разное количество воды в единицу времени. Итак, диафрагма в фотоаппарате – это отверстие трубки с регулируемым диаметром.

В фотографической среде существует много общих названий для диафрагмы, вы можете услышать следующие: апертура, диафрагма, относительная диафрагма, яркость, (число) F. Знайте, что во всех случаях мы говорим о диафрагме.

В целом, я рекомендую держать диафрагму закрытой, чтобы получить более резкие фотографии и избежать больших аберраций вокруг объектов съемки. Однако малая глубина резкости полезна, когда вы хотите что-то выделить.

Когда вы открываете диафрагму, глубина резкости уменьшается, а когда закрываете – увеличивается. Это наглядно показано в приведенных ниже примерах.

Теперь закроем диафрагму до максимального значения, которое позволит нам экспонировать объектив.

Запомните простое правило: чем выше диафрагменное число, тем шире отверстие диафрагмы, и наоборот. Новички часто ошибаются и делают все наоборот.

Также помните, что широкая диафрагма приведет к меньшей глубине резкости и размытому фону. Если объекты съемки находятся под разными углами или дальше от камеры, закройте диафрагму.

Выше я использовал термин “глубина резкости”. Его также называют пределом фокусировки, или сокращенно DOF. Он определяется по сложной формуле, и на практике его не рассчитывают, а угадывают по опыту или эмпирически.

Важно понимать, что чем больше размер матрицы камеры и чем шире диафрагма, тем меньше DOF.

f/8: Вы получаете отличные снимки групповых фотографий, пейзажей и архитектурных объектов. Каждая деталь яркая и четкая.

Эффекты диафрагмы

Диафрагма имеет к этому самое непосредственное отношение. Основным фактором является яркость фотографий, которая идет рука об руку с экспозицией. Чем больше диафрагма, тем больше света проходит через объектив и попадает на матрицу камеры. В результате изображение получается более ярким и живым, а тона выглядят более насыщенными. Уменьшая диафрагму, мы сжимаем отверстие и, следовательно, световой поток. Рама выглядит приглушенной по цветовым характеристикам, затемненной.

Вторая важная характеристика – резкость. В профессиональной фотографии это называется DOF (глубина резко изображаемого пространства). Именно объем пространства в кадре делает его резким, сближая передний и задний планы. Фотография с размытым фоном имеет малую глубину резкости и, наоборот, фотография с ярким фоном имеет большую глубину резкости.

Вот пример. Если вы снимаете портрет или натюрморт и хотите сфокусироваться на одном объекте, диафрагма должна быть полностью открыта. В результате получается снимок, где главный объект находится на переднем плане, а фон размыт. Таким образом, вы избавитесь от ненужных деталей и сосредоточитесь на главном.

Если вы хотите сделать красивый снимок фасада дома или леса, диафрагма, наоборот, должна быть маленькой. При соответствующей настройке объектива и камеры диафрагма частично закрывается, что добавляет фокус к мелким объектам в кадре (композиционно это относится как к заднему, так и к переднему плану).

Однако главное свойство диафрагмы заключается не в управлении экспозицией, а в изменении глубины резкости.

Шаг 4 – Эффект глубины резкости

Глубина резкости – это обширная тема сама по себе. Обсуждение этого вопроса заняло бы десятки страниц, но сейчас мы расскажем о нем очень кратко. Речь идет о расстоянии, которое будет резко передано перед и за объектом съемки.

Что касается взаимосвязи между диафрагмой и глубиной резкости, просто знайте, что чем шире диафрагма (f/1.4), тем меньше глубина резкости, а чем меньше диафрагма (f/22), тем больше глубина резкости. Прежде чем я покажу вам подборку фотографий, сделанных при разных значениях диафрагмы, взгляните на таблицу ниже. Это поможет вам понять, почему это происходит. Если вы не понимаете, как именно это работает, ничего страшного, главное, чтобы вы знали о самом эффекте.

эффект глубины резкости

На изображении ниже показана фотография, сделанная при диафрагме f/1.4. Вы можете четко увидеть эффект GRIF (глубина резкости)

Эффект диафрагмы в DOF

Наконец, подборка фотографий, снятых с приоритетом диафрагмы, т.е. экспозиция остается постоянной, меняется только диафрагма. Диапазон диафрагм такой же, как и в предыдущем слайд-шоу. Обратите внимание, как меняется глубина резкости при изменении диафрагмы.

Диафрагма f/2 Диафрагма f/2.8 Диафрагма f/4 Диафрагма f/5.6 Диафрагма f/8 Диафрагма f/11 Диафрагма f/16 Диафрагма f/22

Глубина резкости при переменной диафрагме

Есть одна важная деталь, которую следует помнить о значении диафрагмы. Это обычно сбивает с толку начинающих фотографов. Но вам действительно нужно обратить на это внимание и помнить: маленькие числа – это большая (открытая) диафрагма; большие числа – это маленькая (закрытая) диафрагма.
Здесь нет опечатки. Например, f/1.4 больше, чем f/2 и намного больше, чем f/8. Сначала это кажется неудобным, потому что мы привыкли к большим числам, представляющим большие значения. Тем не менее, это основной факт в фотографии.

Диафрагма объектива. Объяснение для начинающих

Диафрагма – один из трех основных параметров камеры, наряду с выдержкой и ISO. Это, пожалуй, одна из самых важных настроек, поскольку она влияет на множество параметров изображения. Кнопка Aperture может добавить глубину фотографиям, размывая фон, а также повлиять на экспозицию, осветляя или затемняя фотографии. В этой статье вы узнаете все, что нужно знать об апертуре в простых терминах.

Что такое диафрагма?

Проще говоря, диафрагма – это отверстие внутри объектива, через которое свет попадает в корпус камеры. Это просто, если представить, как работают ваши глаза. При переходе от яркой к темной среде радужная оболочка глаза расширяется или сужается, контролируя размер зрачка – отверстия, которое позволяет свету проходить дальше в глаз. В фотоаппарате “зрачок” объектива называется диафрагмой. Вы можете уменьшить или увеличить размер диафрагмы, чтобы увеличить или уменьшить количество света, попадающего на датчик камеры.

Влияние диафрагмы: экспозиция

Диафрагма объектива оказывает несколько эффектов на ваши фотографии. Одним из самых важных является яркость или экспозиция ваших фотографий. Изменение размера диафрагмы изменяет общее количество света, попадающего на матрицу камеры, и, следовательно, яркость изображения. Большая апертура (открытая диафрагма) пропускает много света, делая снимок более ярким. Маленькая диафрагма (закрытая диафрагма) сделает снимок темнее. В темной комнате или на улице ночью лучше полностью открыть диафрагму, чтобы получить как можно больше света. То же самое происходит и с глазами – зрачки расширяются, когда темнеет.

Эффект диафрагмы: глубина резкости

Другим важным эффектом диафрагмы является так называемая глубина резкости (технический термин DOF – Depth of Field). Глубина резкости – это область изображения, которая выглядит резкой от переднего плана до заднего. Те фотографии, где фон полностью не в фокусе, имеют малую глубину резкости. Фотографии, на которых хорошо видны передний и задний планы, имеют большую глубину резкости.

На изображении выше в центре внимания находится только стекло. В данном случае на камере была использована большая диафрагма (полностью открытая), что, конечно же, привело к тому, что фон был полностью размыт. Эффект полностью или частично открытой диафрагмы часто используется в портретной фотографии, чтобы ничто не отвлекало от главного героя снимка.

С другой стороны, маленькая диафрагма (полностью или частично закрытая) обычно идеально подходит для пейзажной и архитектурной фотографии. На изображении ниже для получения резкого переднего и заднего плана использовалась небольшая диафрагма.

Что такое F-номер?

До сих пор мы говорили только об апертуре в целом. Однако размер диафрагмы выражается в виде числа, известного как f-число. Всякий раз, когда вы видите значение диафрагмы, вы видите букву “f” перед числом, например, f/8.

Вы, вероятно, видели это на своей камере. На ЖК-экране или в видоискателе камеры размер диафрагмы будет выглядеть следующим образом: f/2, f/3.5, f/8 и т.д. Некоторые камеры опускают косую черту и пишут: f2, f3.5, f8 и т.д. Камера на снимке установлена на диафрагму f8/.
Таким образом, число f – это способ описать размер диафрагмы (насколько широко открыта или закрыта диафрагма) для фотографии.

Размер диафрагмы

Есть одна важная деталь, которую следует помнить о размере диафрагмы. Это, как правило, сбивает с толку начинающих фотографов. Но на это действительно нужно обращать внимание и помнить: маленькие числа означают большую (открытую) диафрагму; большие числа означают маленькую (закрытую) диафрагму.
Здесь нет опечатки. Например, f/1.4 больше, чем f/2 и намного больше, чем f/8. Сначала это кажется неудобным, потому что мы привыкли к большим числам, представляющим большие значения. Однако это основной факт в фотографии.

Чтобы понять это, существует простое и разумное объяснение, которое должно сделать апертуру более понятной: значение апертуры – это дробь.
Например, когда вы имеете дело с f/10, вы можете представить ее как дробь – 1/10. Конечно, вы знаете, что дробь, равная 1/10, намного меньше дроби, равной 1/2. По этой причине диафрагма f/10 меньше диафрагмы f/2.

Как выбрать правильное значение диафрагмы?

Теперь, когда мы знаем числовое выражение диафрагмы, возникает вопрос, какой размер диафрагмы использовать? Давайте немного вернемся к началу, к экспозиции и глубине резкости. Вот краткий график, показывающий разницу в яркости одной и той же сцены при использовании различных значений диафрагмы:

Используя видоискатель или ЖК-дисплей, вы можете заранее увидеть результат. Не беспокойтесь, если при выбранном значении диафрагмы снимок будет слишком ярким или слишком темным. В большинстве случаев вы сможете дополнительно отрегулировать выдержку или чувствительность ISO, чтобы добиться нужной яркости фотографии.

Какие значения диафрагмы доступны?

Каждый объектив имеет ограничение по величине или уменьшению диафрагмы. Если вы посмотрите на технические характеристики вашего объектива, вы узнаете эти значения. Почти во всех случаях максимальное значение диафрагмы (светосила) более важно, поскольку оно показывает, сколько света может дать объектив при максимальном открытии диафрагмы. Объектив с максимальной диафрагмой f/1,4 или f/1,8 – это хороший объектив, поскольку вы получите больше света при минимально возможных значениях выдержки и ISO. Объектив с максимальной диафрагмой f/4.0 будет пропускать гораздо меньше света, поэтому для получения хорошо экспонированной фотографии вам также потребуется изменить параметры выдержки и ISO. Однако изменение выдержки и ISO может ухудшить качество изображения. Поэтому объективы с f/1.4 или f/1.8 обычно стоят намного дороже.

Минимальная диафрагма не так важна, поскольку все современные объективы могут обеспечить минимальное значение f/16. Вряд ли в повседневной жизни вам понадобится что-то меньшее.

У некоторых зум-объективов максимальная диафрагма меняется при увеличении или уменьшении. Например, у стандартного объектива 18-55 мм f/3.5-5.6 максимальная диафрагма постепенно изменяется от f/3.5 на широких фокусных расстояниях до f/5.6 на больших фокусных расстояниях. Только более дорогие зум-объективы могут поддерживать постоянное значение диафрагмы.
Максимальная диафрагма настолько важна, что включена в название самого объектива.

Подводя итог

Диафрагма, безусловно, является ключевым параметром в фотографии и, вероятно, самым важным параметром. Потому что глубина резкости и экспозиция оказывают большое влияние на изображение, а выбор диафрагмы изменяет его. Диафрагма объектива также имеет множество других эффектов, которые слишком обширны, чтобы уместить их в одной статье.

Надеюсь, вы найдете эту и другие обучающие статьи полезными и интересными. Научитесь фотографировать и погрузитесь в красочный и увлекательный мир фотографии!

Управление диафрагмой – это простое изменение значения диафрагмы. Регулируя диафрагму, вы можете получить более резкое изображение от объектива. Как правило, самое резкое изображение получается где-то посередине значения диафрагмы конкретного объектива. При максимальном значении диафрагмы объективы страдают от хроматических аберраций и виньетирования. При более узкой диафрагме ХА и виньетирование практически исчезают. При очень малых апертурах объективы теряют резкость из-за дифракции. Кроме того, при закрытии (сужении) диафрагмы увеличивается не только резкость, но и контрастность изображения. Большая диафрагма обеспечивает беспроблемный просмотр через оптический видоискатель, поскольку объектив дает много света, и вы можете четко видеть весь кадр через видоискатель. Диафрагмы ниже F5.6 можно рассматривать только через оптический видоискатель при хорошем освещении. Кроме того, снимки, сделанные при большей диафрагме, могут казаться более яркими и насыщенными за счет более плавного перехода от темных участков к светлым.

Что такое апертура?

Апертура – это просто. В двух словах, Диафрагма – это устройство в объективе, которое регулирует количество света.

Nikon Nikkor 105mm 1:1.8 (AI-S) кольцо диафрагмы на штативе

Диафрагма на объективе Nikon Nikkor 105mm 1:1.8 (AI-S)

Чтобы лучше понять, как работает такое устройство, приведем пример из реальной жизни. Когда люди смотрят на солнце, они прищуривают глаза, т.е. Они уменьшают зазор, через который проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце своим сильным светом обжигало бы сетчатку глаза. Ночью делайте все наоборот – откройте глаза шире, чтобы уловить больше света, при этом расширяя зрачки. Глаза с большими зрачками есть у многих животных, которым необходимо хорошо видеть ночью.

Часто радужную оболочку глаза также называют “ирис”.диафрагма или “ирис или относительная апертура или ‘F-номер‘. Эти термины тесно связаны между собой и для многих фотографов являются синонимами. Однако между ними есть небольшие различия, описанные ниже.

Относительная апертура – это отношение эффективной апертуры объектива к его фокусному расстоянию. Обратное значение относительной апертуры равно значение диафрагмы или диафрагменное число.

Относительное отверстие объектива выражается численно в виде отношения или дроби. Например, возьмем объектив, у которого относительное отверстие установлено на 16-кратное фокусное расстояние, результирующее относительное отверстие может быть записано численно следующим образом: 1:16 или f1/16 или f=1:16 или F 1:16 и т.д. Особой разницы в обозначениях нет, и каждый фотограф всегда будет знать, о чем идет речь.

Если мы возьмем число, обратное относительному отверстию, то получим диафрагменное число. Обычно именно это число фотографы непосредственно понимают под общим термином “диафрагма. Если мы возьмем тот же объектив, у которого диафрагма установлена в 16 раз больше фокусного расстояния, то его диафрагменное число будет равно 16. Численно это можно записать как: F16, F/16, 16 (это “голое” число диафрагмы напечатано на корпусе объектива). Разница в обозначениях невелика.

Некоторые объективы имеют кольцо регулировки диафрагмы на корпусе. Обычно на кольце есть маркировка, состоящая только из цифр диафрагмы (показано ниже). Почти все современные объективы не имеют такого кольца, а диафрагма управляется электроникой и органами управления камеры.

Кольцо диафрагмы на Nikon ED AF Nikkor 80-200mm 1:2.8D (MKII)

Кольцо диафрагмы на объективе Nikon ED AF Nikkor 80-200mm 1:2.8D (MKII). С помощью кольца можно установить диафрагму на F/2.8, F/4, F/5.6, F/8, F/11, F/16, F/22.

Обычно термины “диафрагма” и “апертура” являются синонимами, но в действительности между ними существует путаница. Например, диафрагма отвечает только за геометрическое апертурное отношение (отношение линейных геометрических коэффициентов). За общую “истинную светосилу” объектива отвечает не только сама диафрагма, но и множество других факторов: оптическая конструкция объектива, процент отражения и пропускания света через объектив, падение диафрагменного числа при фокусировке с разных расстояний, процент поглощения света фотофильтром и т.д. Подробнее о разнице между терминами “диафрагма” и “светосила” см. в разделе “Т-стопы”.

Диафрагму иногда также называют “диафрагмой объектива”. (лат.: Aperture). По этой причине во многих камерах используется замер с приоритетом диафрагмы, называемый ”.A‘ или ‘AV‘ – ‘Aпертур VЗначение диафрагмы” – это “Значение диафрагмы”. Этот режим подробно описан в разделе “P, A(AV), S(TV), M”.

Обратите внимание, что размер передней линзы и размер самого переднего фильтра не имеют прямой связи со значением диафрагмы объектива. Различные объективы с одинаковым фокусным расстоянием и одинаковой максимальной диафрагмой могут иметь совершенно разные диаметры передней линзы. Например, возьмем два объектива в классе 50 мм F/1,4: Nikon AF Nikkor 50mm 1:1.4D и Sigma 50mm 1:1.4 DG HSM EX. Первый имеет крошечный диаметр фильтра 52 мм, второй – огромный диаметр фильтра 77 мм. Но их апертура (практически максимальная диафрагма) будет одинаковой.

Что такое диафрагма?

Механическая часть диафрагмы относится к переменному круглому отверстию в объективе. Обычно диафрагма открывается и закрывается с помощью лопастей. Доли называются апертурная диафрагма, а сама диафрагма называется “ирис”. (от английского “iris” – “радужная оболочка глаза”). Количество и округлость лепестков диафрагмы определяют, насколько круглой является диафрагма. Чем круглее апертура, тем лучше. Профессионалы часто называют радужную оболочку глаза просто “радужка”.открытие‘, так как на самом деле это тип диафрагмы, которая, изменяя свой размер, рассеивает количество света.

На что влияет диафрагма:

  1. От количества света, которое может пропустить линза за определенный период времени.
  2. Управление глубиной резкости (DOF)
  3. Яркость изображения в оптическом видоискателе
  4. Качество изображения, особенно резкость, аберрации, виньетирование, боке и различные визуальные эффекты.

Влияние на DOF

Как выяснилось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем меньше число F, тем меньше глубина резкости. Чем выше число F, тем больше глубина резкости. Это одна из основных фотографических техник, используемая для управления точкой фокуса на фотографии. Возможность контролировать DOF очень важна для портретов, где вы хотите сфокусироваться на объекте съемки. Макрофотографы хорошо знают о DOF и вынуждены снимать на очень широких диафрагмах, чтобы получить максимальную глубину резкости. На самом деле, где бы вы ни говорили о DOF, вы говорите о размытом фоне. Лучший способ съемки с размытым фоном вы найдете в моей статье – Съемка фотографий с размытым фоном.

Размытие фона при различных диафрагмах

Размытие фона при разных значениях диафрагмы

Предварительный просмотр глубины резкости

Обычно современные камеры имеют возможность фокусироваться, когда диафрагма полностью открыта. Когда снимок сделан, камера автоматически закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы увидеть, как будет выглядеть изображение при закрытой диафрагме, иногда можно использовать усилитель диафрагмы. Не делая снимка, вы можете посмотреть в видоискатель (оптический или электронный), чтобы увидеть, как будет выглядеть изображение, когда камера закроет диафрагму. Подробнее о предварительном просмотре глубины резкости.

Ирис для улучшения изображения

Управление диафрагмой определяется как изменение значения диафрагмы. Регулируя значение диафрагмы, вы можете получить более четкие изображения с помощью объектива. Как правило, самое резкое изображение получается где-то посередине значения диафрагмы того или иного объектива. При максимальной диафрагме объективы страдают от хроматической аберрации и виньетирования. Когда диафрагма сужается, ХА и виньетирование практически исчезают. При очень малых апертурах объективы теряют резкость из-за дифракции. Кроме того, закрытие диафрагмы увеличивает не только резкость, но и контраст. Большая диафрагма обеспечивает беспроблемный просмотр через оптический видоискатель, так как объектив дает много света, и вы можете четко видеть весь кадр через видоискатель. Диафрагмы ниже F5.6 можно рассматривать только через оптический видоискатель при хорошем освещении. Кроме того, фотографии, снятые при более широкой диафрагме, могут казаться более яркими и насыщенными благодаря более плавным переходам от темных участков к светлым.

Боке и диафрагма связаны навсегда

Диафрагма оказывает огромное влияние на рисунок боке. Наилучший эффект боке обычно достигается при максимально открытой диафрагме. В то же время сама физическая диафрагма максимально круглая. Когда диафрагма закрыта, лезвия диафрагмы образуют различные многогранники вместо круга. Эти многогранники хорошо видны в расфокусированной области. Очень часто такие многогранники называют гайки, шайбы и пильные диски..

Поскольку дешевые объективы имеют небольшое количество лепестков диафрагмы, обычно не более 5-6, в зоне нерезкости появляются фигуры, похожие на “орехи”. Цените те объективы, которые дают правильные круговые пятна света в расфокусированной области при закрытых диафрагмах, например. Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control или Таир-11А 2.8/135. В новых объективах очень редко встречается большое количество лепестков диафрагмы, но в настоящее время выпускаются более округлые лепестки, которые даже при небольшом количестве лепестков дают круглую диафрагму.

Ниже приведены мои фотографии, сделанные разными камерами и объективами при разных значениях F. Параметры съемки (EXIF) для каждой фотографии указаны в нижней строке.

В цифровых камерах чувствительность ISO находится в диапазоне от 100 до 32 000, а в некоторых моделях может быть увеличена с 50 до 102 400 и более. Связь между чувствительностью и экспозицией прямая: чем выше ISO, тем светлее будет фотография.

Чувствительность

Параметр, возникший в пленочной фотографии. Однако его суть изменилась. Ранее светочувствительность была характерна для фотопленки. Это значение отражает не столько чувствительность датчика, сколько степень усиления его электрических сигналов и их последующей цифровой обработки.

Светочувствительность измеряется в ISO. Это стандартизированная единица, введенная одноименной организацией. В цифровых камерах она выражается в единицах, эквивалентных чувствительности пленки. Это позволило использовать сопоставимые методы измерения воздействия.

В цифровых камерах чувствительность варьируется от 100 до 32 000 ISO, в некоторых моделях она может быть расширена от 50 до 102 400 и более. Связь между чувствительностью и экспозицией прямая: чем выше ISO, тем светлее будет фотография.

Обратите внимание, что вариации чувствительности происходят из-за сложной работы многих систем. К ним относятся датчик, предварительный усилитель сигнала и алгоритмы процессора. Работа при высоких значениях чувствительности ISO происходит за счет приемлемого увеличения напряжения в системе. Это приводит к появлению шума, ухудшению цвета и потере контуров изображения.

Чтобы уменьшить это, процессор применяет алгоритмы для уменьшения шума, коррекции цвета и улучшения детализации изображения. Часто это только усугубляет ситуацию. Однако стоит отметить, что производительность процессоров в цифровых камерах растет с каждым годом, и появляются более совершенные алгоритмы обработки сигнала.

Практический результат в этом направлении весьма ощутим. В начале 2010 года не все камеры могли достичь предела 3200 iso. Сегодня некоторые модели позволяют делать приличные снимки при iso 12800.

NIKON D850 / 70-300 мм f/4.5-5.6 НАСТРОЙКИ: ISO 64, F8, 1/8 сек, 260.0 мм экв.

Диафрагма в простых терминах. Параметры экспозиции для начинающих

Диафрагма – одна из трех ключевых настроек камеры (наряду с выдержкой и светочувствительностью), которыми должен уметь пользоваться каждый фотограф. Мы уже рассказывали об апертуре и глубине резкости. Этот учебник предназначен для начинающих фотографов, которые хотят получить основную информацию в краткой и доступной форме.

Простым языком о диафрагме. Параметры экспозиции для начинающих

Что такое диафрагма в фотографии

Механизм диафрагмы представляет собой ряд лепестков в объективе. Сужаясь и расширяясь, они создают отверстие, через которое свет попадает на датчик.

Лепестки диафрагмы на объективе создают отверстия разного диаметра.

Лепестки диафрагмы в объективе создают отверстия разного диаметра.

NIKON D850 / 70-300 мм f/4.5-5.6 НАСТРОЙКИ: ISO 64, F8, 1/8 с, 260.0 мм экв.

Количество лепестков диафрагмы влияет на характер размытия. Небольшое количество лопастей (6-7) создаст многоугольный блик на размытом фоне. Современные объективы имеют закругленные лепестки диафрагмы. Как правило, в современной оптике более 9 лезвий. Это позволяет получить ровный фон даже при широкой диафрагме. Орехи” как разновидность “плохого” фонового размытия также имеют своих поклонников. Все это субъективно. На изображении выше – телеобъектив Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR с 9-лепестковой скругленной диафрагмой: при закрытии диафрагмы до f/8 эффект бликов в боке остается круглым.

Тот же объект, сфотографированный объективом с 7-лепестковой несферической диафрагмой: на размытом фоне вместо кругов появляются блики.

Тот же объект, сфотографированный объективом с 7-лепестковой несферической диафрагмой: на размытом фоне вместо кругов появляются блики.

Как разработать диафрагму в вашей камере

Диафрагма условно обозначается буквой F (или f). Число после буквы F(f) – это значение диафрагмы. Например, F3.5 (f/3.5) – это открытая диафрагма (большое отверстие в объективе), а F16 (f/16) – закрытая диафрагма. Маркировка диафрагмы работает в обратной пропорции, поскольку в действительности значение диафрагмы является дробью, отбрасывается только первая ее часть.

Важно помнить, что для того, чтобы не повторять классическую ошибку начинающего фотографа, который хочет открыть диафрагму как можно больше, устанавливает ее на максимально возможное значение. Конечно, он не открывает диафрагму, а наоборот, максимально закрывает ее. Помните, чем меньше число после буквы F (f), тем плотнее открыта диафрагма.

Дисплей Nikon D5600. Здесь основные настройки экспозиции показаны большими буквами. Диафрагма теперь установлена на f/3,5.

Дисплей Nikon D5600. Здесь основные настройки экспозиции показаны большими буквами. Диафрагма теперь установлена на f/3,5.

Диафрагма установлена на f/11. На любительских зеркальных камерах Nikon, когда диафрагма закрыта, вы видите визуализацию с закрывающимися лепестками. Это гарантирует, что вы не ошибетесь с настройками.

Диафрагма установлена на f/11. На любительских зеркальных камерах Nikon, когда вы закрываете диафрагму, вы видите визуализацию с закрывающимися лепестками. Это поможет вам не запутаться в настройках.

Значение диафрагмы всегда отображается на дисплее камеры и в видоискателе, независимо от режима съемки. Если вы используете автоматический режим, неплохо бы проверить, как камера изменяет диафрагму в зависимости от условий съемки!

Режимы, в которых диафрагма может быть установлена вручную

В автоматическом режиме диафрагма устанавливается автоматикой камеры. Однако есть возможность взять этот параметр под контроль. Поэтому, установив режим приоритета диафрагмы (A), вы можете настроить диафрагму. В этом режиме камера автоматически регулирует выдержку и чувствительность ISO (если включена функция Auto-ISO) в соответствии с выбранной диафрагмой для получения достаточно яркого изображения. Поэтому следует также обращать внимание на выдержку: если вы закрываете диафрагму, а выдержка слишком длинная, велик риск, что снимок будет смазанным.

Диск выбора режима съемки на беззеркальной камере Nikon Z 50

Диск выбора режима съемки на беззеркальной камере Nikon Z 50

В ручном режиме M вы сами управляете всеми параметрами съемки. Хотя этот режим является самым сложным в использовании, многие фотографы выбирают его, поскольку он предлагает больше контроля, чем автоматический. Режим M используется для съемки сцен, где важно тщательно настроить все параметры экспозиции, такие как выдержка, диафрагма и ISO. К ним относятся студийная фотография со вспышкой, пейзажная, архитектурная и интерьерная фотография, а также предметная фотография. Для динамичных снимков при естественном освещении все же лучше использовать режим A. В целом, когда речь идет о съемке быстрых движений, первое, что нужно контролировать, это не диафрагма, а выдержка. В этом случае лучше всего переключиться в режим S (приоритет выдержки) и выбрать такую выдержку, при которой движение в фотографируемой сцене будет хорошо заметно.

NIKON D850 / 70.0-200.0 мм f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 31, F5.6, 1/200 с, 165.0 мм экв.

Как диафрагма влияет на фотографии

  • Яркость в режиме ручной фокусировки. Очевидно, что через широкую диафрагму попадает больше света, чем через маленькую. Поэтому яркостью изображения можно управлять, регулируя диафрагму. Например, в солнечный день вы можете захотеть закрыть диафрагму, чтобы не пересвечивать изображение. В условиях низкой освещенности лучше открыть диафрагму шире, чтобы пропустить через объектив как можно больше света, в результате чего получится яркое и качественное изображение.

Важно помнить, что диафрагма находится в равновесии с выдержкой (временем съемки). Поэтому, установив диафрагму вручную в режиме A, вы можете увидеть, как автоматика камеры выбирает соответствующую выдержку. Чтобы получить яркую фотографию при закрытой диафрагме, авто увеличит выдержку, чтобы достаточное количество света попало на матрицу за более длительное время через маленькую диафрагму. И наоборот, открытие диафрагмы в режиме A приведет к замедлению выдержки.

При слабом освещении для получения качественного снимка необходима открытая диафрагма.

Для получения хорошей фотографии при слабом освещении требуется открытая диафрагма.

  • Глубина резкости. Это было бы просто, если бы диафрагма была единственным фактором, влияющим на яркость. Однако это также влияет на глубину резкости (DOF). DOF – это расстояние по оси между вами и бесконечностью, при котором изображение будет резким. Детали за пределами глубины резкости останутся размытыми. Чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости при прочих равных условиях. Также обратите внимание, что глубина резкости зависит не только от значения диафрагмы, но и от расстояния съемки (меньшее расстояние означает меньшую глубину резкости) и фокусного расстояния объектива (большее фокусное расстояние означает меньшую глубину резкости). На нашем сайте уже есть подробная статьяHefkpue=E_idftlEЪ о глубине резкости.

Открытая диафрагма - малая глубина резкости, размытый фон.

Открытая диафрагма – малая глубина резкости, размытый фон.

С малой глубиной резкости мы можем сделать так, чтобы главный объект выделялся в кадре – тогда нам нужна открытая диафрагма. Иногда, однако, вы хотите повысить резкость всего изображения; в этом случае вам следует закрыть диафрагму. Именно здесь возникают сложности: закрытие диафрагмы может привести к тому, что выдержка будет слишком длинной для фотографии, что сделает ее размытой. Критический предел составляет около 1/60 секунды – более длинные выдержки создают высокий риск “мерцания”.

Есть две вещи, которые вы можете сделать. Вы можете установить более высокую чувствительность. Чем выше ISO, тем быстрее выдержка, но и тем больше цифровой шум. Или вы можете поступить как настоящий профессионал и использовать штатив для съемки при низких значениях ISO без цифрового шума. Возможны даже выдержки в несколько десятков секунд, при этом на снимке все останется четким, так как камера не дрожит в руках. Это хороший вариант для фотосъемки.

Это придает переднему и заднему плану большую резкость. Мне пришлось уменьшить диафрагму до f/16, чтобы получить такую большую глубину резкости. Также обратите внимание на выдержку: 1/2s. Для съемки с такой длинной выдержкой необходимо использовать штатив. Чтобы получить хорошее изображение без цифрового шума, снимайте с закрытой диафрагмой при минимальном значении ISO.

Передний и задний планы резкие. Чтобы получить такое большое фокусное расстояние, мне пришлось закрыть диафрагму до f/16. Также обратите внимание на выдержку: 1/2s. Для съемки с такой длинной выдержкой необходимо использовать штатив. Чтобы получить хорошую фотографию без цифрового шума, снимайте при небольшой диафрагме и самом низком значении ISO.

Светимость

Диафрагма может быть открыта до определенного значения. Это зависит от конкретного объектива. Некоторые открываются до f/3.5, другие – до f/2.8, третьи – до f/1.4. Максимальное значение диафрагмы фотографы называют светосилой.

Диафрагменное число всегда написано в названии объектива. Если вы имеете дело с зум-камерой, она может иметь переменную диафрагму. Например, при минимальном зуме максимально открытая диафрагма может быть f/3,5, а при максимальном - f/5,6. Это также отражено в названии объектива.

Диафрагменное число всегда написано в названии объектива. Если у вас зум-объектив, он может иметь переменную светосилу. Например, при минимальном зуме максимальная диафрагма может быть f/3,5, а при максимальном – f/5,6. Это также отражается в названии объектива.

Чем шире апертура объектива, тем больше света проходит через него. Кстати, не путайте светосилу со светочувствительностью (ISO) – это разные параметры!

Недавно выпущенный объектив NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct имеет светосилу f/0.95! Это самая быстрая светосила среди всех объективов, разработанных компанией. Конечно, такая высокая светосила означает, что и само устройство будет большим.

Недавно выпущенный NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct имеет диафрагму f/0.95! Это самая быстрая светосила среди всех существующих на сегодняшний день объективов. Конечно, такие высокие апертуры означают, что и само устройство будет большим.

Быстрый объектив позволяет снимать при слабом освещении без необходимости использования более высоких значений ISO. Например, если объектив f/5.6 требует ISO 6400 для съемки при комнатном освещении с выдержкой 1/60 с, то объектив f/1.4 может сделать это при ISO 400. Между этими значениями ISO существует огромная разница в количестве цифрового шума! Фотографии при ISO 400 будут иметь гораздо более высокое качество. Не зря фотографы любят быстрые объективы и говорят, что нет такого понятия, как слишком большая скорость.

Но помните, что чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости. Поэтому нужно научиться работать с быстрыми объективами, нужно научиться фокусироваться как можно точнее. Если вы только что приобрели камеру, не стоит сразу переходить на быстрые объективы, сначала используйте объектив из комплекта. Они, как правило, имеют низкую апертуру (обычно f/3.5-f/5.6), что означает, что фотографу приходится снимать на относительно узкой диафрагме. В этом случае ошибки фокусировки будут компенсированы достаточно большой глубиной резкости. Таким образом, низкая светосила комплектной оптики является своего рода подспорьем для новичка – с такими объективами вам не нужно идеально фокусироваться.

Снято с использованием комплекта объективов Nikon AF-P DX 18-55mm f/3.5-5.6G VR NIKKOR

Фотография сделана с помощью объектива Nikon AF-P DX 18-55mm f/3.5-5.6G VR NIKKOR kit

Диафрагма и резкость объектива

Давайте рассмотрим, как диафрагма влияет на детализацию изображения. Абсолютно любой объектив, особенно быстродействующий, на открытой диафрагме будет давать несколько худшее качество изображения, чем при f/5.6-f/11. Это связано с конструктивными особенностями оптики и законами физики. Однако в современной оптике падение резкости на открытой диафрагме может быть практически незаметным, как в случае с Nikkor Z. Все эти объективы имеют отличную резкость на открытой диафрагме, но при внимательном рассмотрении становятся еще более резкими на закрытой. С другой стороны, старые, более дешевые объективы в таких ситуациях могут давать размытые, “мыльные” изображения. Правильное решение – заменить объектив на более качественный, но если вы не можете этого сделать, можно уменьшить диафрагму на несколько градусов.

NIKON D7500 / 85,0 мм f/1,8 НАСТРОЙКИ: ISO 100, F11, 3 с, 127,0 мм экв.

Скажем, если объектив имеет диафрагму f/2.8, ее следует закрыть до f/5.6. При закрытой диафрагме детализация изображения в каждом объективе увеличивается. В то же время исчезают такие искажения, как хроматическая аберрация – цветные контуры вокруг контрастных объектов. Все это подтверждает тест любого объектива в нашем журнале.

Снимок сделан с объективом f/1.8 при максимально открытой диафрагме:

Снимок, сделанный объективом с максимальной диафрагмой f/1,8: “мягкая” фотография. Эта мягкость хороша для портретов, но в целом это технический недостаток.

Снимок сделан объективом f/1.8 при диафрагме, закрытой до f/2.8: хорошая резкость.

Снимок, сделанный объективом f/1.8 при диафрагме, закрытой до f/2.8: хорошая резкость.

Снимок, сделанный объективом f/1.8 при диафрагме, закрытой до f/5.6: отличная резкость

Снимок, сделанный объективом f/1.8 при диафрагме f/5.6: отличная резкость

Бюджетный зум-объектив при f/5,6 на открытой диафрагме: мягкое изображение.

Бюджетный зум-объектив при f/5,6 на открытой диафрагме: мягкое изображение.

Бюджетный зум-объектив с диафрагмой, закрытой до f/8: видим увеличение резкости.

Бюджетный зум-объектив при f/8: видно увеличение резкости.

Диафрагма закрыта до f/36: резкость снижается из-за эффекта дифракции.

Диафрагма закрыта до f/36: резкость снижается из-за эффекта дифракции.

Однако около f/11 процесс начинает идти в обратном направлении: из-за дифракции резкость изображения начинает падать, и закрытие диафрагмы “до упора” чревато получением изображения, лишенного резкости и мелких деталей. Это относится практически ко всем объективам.

У англоязычных фотографов есть термин Sweet spot – значение диафрагмы, при котором их объектив дает самое резкое изображение. Найдите это значение на своем объективе и установите его, когда вам нужна идеальная резкость.

NIKON D850 / 70.0-300.0mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКА: ISO 100, F11, 5 с, эквивалент 70.0 мм.

Как установить диафрагму

В целом, вот несколько простых и конкретных советов о том, как устанавливать диафрагму для различных сцен.

  • Семейный репортаж, любительская съемка детей. Лучше оставить настройку диафрагмы под контролем автоматики. Помните, что при наличии движения в кадре важнее не диафрагма, а выдержка. Установите диафрагму на такое значение, при котором объекты съемки не будут размываться от собственного движения (примерно 1/125-1/500 c). Если вы хотите строго контролировать диафрагму, то сначала нужно добиться достаточной глубины резкости, чтобы поместить туда главных героев и уберечься от мелких ошибок фокусировки. В таких ситуациях, не имея достаточного опыта, лучше не использовать диафрагмы около f/1.4-f/1.8 на простых объективах с быстрым затвором. Объектив с низкой светосилой позволяет забыть о настройке диафрагмы – просто оставьте его открытым на f/3.5-f/5.6, и глубина резкости будет достаточной для съемки. Не забывайте, что качественная фотосессия начинается с выбора хороших условий освещения. Лучшие фотографии получаются на открытом воздухе в дневное время. Если вам нужно снимать в помещении, вы можете использовать внешнюю вспышку, которая бьет в потолок.

NIKON D810 / 35,0 мм f/2,0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F2.8, 1/800 сек, 35,0 мм экв.

  • Групповой портрет. Если вы хотите, чтобы все объекты были в фокусе, попросите их встать примерно на одинаковом расстоянии от камеры и закройте диафрагму до f/5.6-f/11, чтобы обеспечить достаточную глубину резкости для всех лиц.

NIKON D810 / 85.0mm f/1.4 НАСТРОЙКИ: ISO 140, F1.8, 1/320 сек, 85.0mm Eq.

  • Съемка постановочных портретов. Модель позирует, позволяя вам работать над эстетическим аспектом снимка. Создание красивого портрета часто подразумевает отделение модели от фона. Для этого требуется малая глубина резкости и размытый фон. Вы можете снимать при самой широкой диафрагме. Если вы используете быстрый простой объектив, вы можете слегка закрыть диафрагму, чтобы увеличить детализацию изображения и устранить хроматическую аберрацию.

NIKON D850 / 70,0-300,0 мм f/4,5-5,6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 120 с, 165,0 мм экв.

  • Ландшафт, архитектура, интерьеры. В этом случае, прежде всего, начните с желаемой глубины резкости. Если вы делаете снимок с передним и задним планом, глубина резкости должна быть достаточной, чтобы охватить все элементы композиции. Поэтому диафрагма должна быть установлена на f/11-f/16. Резче не получится из-за дифракции. Если переднего плана нет, и вы фотографируете только удаленный объект, не используйте самую широкую диафрагму. Найдите оптимальную точку на объективе и используйте это значение для получения наилучшей фокусировки. В этом направлении съемки используется самое низкое значение ISO для получения превосходного качества изображения. Поэтому съемка с закрытой диафрагмой потребует почти обязательного использования штатива.

Чтобы добиться глубины резкости для Nikon Z 7, мне пришлось использовать диафрагму f/16.

Чтобы добиться глубины резкости на Nikon Z 7, необходимо было использовать диафрагму f/16.

  • Захват объектов. Как и в предыдущем пункте, все зависит от конкретной задачи. Чтобы получить глубину резкости для всего объекта съемки, используйте диафрагмы f/8-f/16. Если вы хотите получить креативную фотографию с размытым фоном, используйте открытую диафрагму. Опять же, для получения отличных результатов лучше снимать со штативом при самых низких значениях ISO.

NIKON D850 / 8-15 мм f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F13, 25 с, экв. 14,0 мм.

Приведенные выше советы являются скорее отправной точкой для творчества и экспериментов, чем аксиомой – каждый фотограф в конечном итоге находит те настройки, которые работают лучше всего для него. Выбор диафрагмы зависит от желаемой глубины резкости или размытия фона, отсутствия или избытка света, а также от того, при какой диафрагме объектив дает наиболее резкое изображение.

Объектив, и в частности диафрагма, имеет еще одну характеристику – относительное отверстие объектива. Честно говоря, поначалу этот параметр вам не понадобится. Если вы не понимаете соотношение диаметра переднего зрачка оптической системы или объектива к заднему фокусному расстоянию, ничего страшного не произойдет. В крайнем случае, при общении со знатоком может возникнуть небольшое недопонимание.

Структура диафрагмы

Диафрагма камеры представляет собой шесть или девять лепестков диафрагмы, которые перемещаются с помощью специального кольца на оправе объектива или управляются электрически с помощью камеры. Таким образом, мы имеем круглое отверстие, когда радужка открыта, и равнобедренный многоугольник, когда она частично закрыта. Форма этого многоугольника зависит от количества лепестков диафрагмы. Если долей больше, то форма более округлая. Этот же показатель влияет на форму боке.

Конструкция объектива также может быть оснащена механизмом “прыгающей диафрагмы”. Это устройство уменьшает диафрагму до диафрагменного числа, установленного в камере при нажатии кнопки спуска затвора. Таким образом, мы можем видеть в видоискателе или на экране, когда диафрагма максимально открыта, что облегчает кадрирование снимка, а в случае объектива с ручной фокусировкой помогает нам точнее сфокусироваться.

Я думаю, что теории уже достаточно, давайте подведем краткий итог:

  • Диафрагма – это один из параметров экспозиции, который влияет на DOF и качество фотографии;
  • Чтобы получить наилучшее боке, откройте диафрагму как можно больше;
  • Лучшие параметры диафрагмы для портретов – f/1,4 – f/2,8;
  • Лучшими диафрагмами для пейзажной фотографии являются f/11 – f/16;
  • В студии f/8 – f/9, иногда f/11.

Экспериментируйте с диафрагмой, пробуйте разные объективы, наблюдайте, как они меняются, это даст наилучшие результаты. Понимание приходит с практикой!

Читайте далее:
Visited 3 times, 1 visit(s) today