Если работа в условиях низкой освещенности не является критичной, то это довольно значительное увеличение дальности, что, безусловно, является преимуществом. Разумеется, это при условии, что используемый объектив способен передать такое количество деталей. Некоторые старые объективы, не предназначенные для сенсоров высокого разрешения, могут не обеспечивать достаточной детализации и поэтому не обязательно будут лучше.
Что такое кроп-фактор в фотографии
Будь вы начинающий или опытный фотограф, но если вы интересуетесь фотографией чуть больше, чем “увидел, нажал, выиграл”, то вы наверняка слышали термин “кроп-фактор”.
Поскольку сегодня доступно так много различных камер и систем камер, этот термин очень часто встречается в спецификациях продукции, маркетинговых материалах, статьях, книгах, и вы даже можете услышать его в разговорах между фотографами.
Если вы не знаете, что он означает на самом деле, или хотите лучше понять значение этого термина, эта статья поможет вам в этом. Помните, что эта статья написана для начинающих, поэтому многие термины и объяснения слишком упрощены.
В таблице приведены стандартные FD и углы обзора.
Что же происходит с изображением в кадре при смене матрицы?
На верхнем графике мы видим, что весь датчик изображения полностью освещен проекцией изображения. На нижнем изображении часть проекции остается за меньшим датчиком.
Часть изображения теряется за краями кроп-матрицы, поэтому угол обзора становится меньше. Это уменьшение видимого угла является ОТНОСИТЕЛЬНЫМ. Относительное, поскольку уменьшение не вызвано оптической системой объектива. При этом увеличение изображения не увеличивается. Например, объектив с ФР=50 дает угол обзора 46 градусов, а проекционные потери за матрицей уменьшают его примерно до 32 градусов. Но угол обзора в 32 градуса обеспечивается объективом с ФР=75, и он имеет большую шкалу увеличения, чем Polentin. Поэтому FR=75 является ИСТИННЫМ для “Полентина”.
Можно сделать вывод, что обрезанная матрица освещена из центральной части проекции изображения. Производители объективов воспользовались этим фактом и начали выпускать объективы, адаптированные для кроп-камер. Они уменьшили диаметр линзы. Они пересчитали радиус кривизны линзы в пределах допустимого краевого разрешения, чтобы спроецировать изображение всего диаметра линзы на всю матрицу, но оставили f-стоп прежним. Объективы стали непригодны для камер FF, сделаны из пластика, но потеряли в весе и цене. Таким образом, мы унаследовали вышеупомянутые неудобства и потерю угла обзора от старых объективов. Что касается зум-объективов, то все сказанное выше полностью соответствует действительности.
Исторически сложилось так, что размер кадра пленки составлял 24×36 мм. В цифровой фотографии такой датчик называется “полнокадровым” или FF (Full Frame). Однако при производстве пластин такого размера возникают различные проблемы, например, множество дефектов, что приводит к высокой стоимости такого датчика.
Что такое фактор кадрирования
В настоящее время существует множество различных цифровых зеркальных камер. Наиболее популярными из них являются любительские и полупрофессиональные камеры с “кроп-сенсором”. Но что такое кроп-сенсор? Что означает термин “кроп-фактор”?
В этой статье я постараюсь раскрыть вам секрет.
Исторически сложилось так, что размер кадра пленки составляет 24×36 мм. В цифровой фотографии такой датчик называется “полнокадровым” или FF (Full Frame). Однако при производстве пластин такого размера возникают различные проблемы, например, множество дефектов, что приводит к высокой стоимости такого датчика.
Маркетологи придумали следующее решение: разрезать заготовку штампа на части меньшего размера. Это приводит к значительному снижению цены конечного датчика: заготовка одного и того же размера может быть разрезана на большее количество датчиков изображения, а влияние брака меньше.
Разные компании сокращают датчики по-разному. Canon уменьшил свой сенсор в 1,6 раза, Nikon – в 1,5 раза, а Sony также уменьшила свой “кроп-сенсор” в 1,5 раза.
Влияние на стрельбу
Поскольку кроп-сенсор меньше, он получает только часть света, проходящего через объектив. Именно по этой причине был введен термин “кроп-сенсор”.
Это создает впечатление, что кроп-камера ближе, чем полнокадровая камера. В действительности камера сама аппроксимирует прямоугольник в 1,6 раза меньший, чем полный кадр, и сохраняет его.
Если вы сделаете снимок на FF-аппарат и с помощью компьютера обрежете прямоугольник в 1,6 раза меньше в центре снимка, вы получите точно такой же кадр, как и на кроп-сенсоре.
Также ошибочно мнение, что кроп-сенсор увеличивает изображение, поскольку для получения такого большого пространства в кадре на FF-камере необходим объектив с фокусным расстоянием в 1,6 раза большим, чем у кропа. Например, 50-мм объектив на кропе займет примерно столько же места, сколько поместится на 80-мм объективе на FF. Но это потому, что он “обрезает” меньшую область изображения, чем на полнокадровой матрице, а не увеличивает ее, поскольку фокусное расстояние является физической характеристикой объектива (объективов) и не зависит от размера матрицы.
Именно это мнимое увеличение фокусного расстояния при съемке с кропом и является “эффективным фокусным расстоянием”. Чтобы получить его, нужно умножить фокусное расстояние объектива на кроп-фактор, который равен отношению кроп-матрицы к полноразмерной матрице.
Влияние на DOF
Глубина фокуса (DOF – Depth of Sharp Image Space) – это то, что резко изображено на фотографии.
Опять же, DOF не зависит от датчика. Она напрямую зависит от расстояния до объекта съемки и обратно пропорциональна диафрагме и фокусному расстоянию объектива. Другими словами, чем ближе вы находитесь к объекту съемки, тем больше фокусное расстояние и больше диафрагма, тем меньше зона фокусировки на фотографии.
Размер матрицы определяет только то, сколько этой области поместится в кадр.
Как видите, с одного и того же расстояния, на одном и том же фокусном расстоянии, с одной и той же диафрагмой я добился одинаковой зоны фокусировки как на кроп-, так и на полнокадровой матрице. Разница лишь в том, насколько расфокусированная линейка помещается в кадр.
Но опять же, поскольку кроп-сенсор вмещает гораздо меньшую площадь круга изображения (см. рис. 1), для съемки портрета лица человека вам придется отойти дальше, чем при съемке полнокадровой камерой. И чем дальше от объекта съемки, тем больше поле фокусировки, тем больше DOF, поэтому мое впечатление, что кроп-сенсор хуже справляется с размытием фона.
По этой причине существует также термин “эффективная диафрагма” применительно к кроп-камерам. Суть этой концепции заключается в том, что если вы снимаете на FF-камеру, ваши параметры будут следующими: фокусное расстояние 85 мм, диафрагма 2,8, расстояние до объекта съемки 1 м.
На кроп-камере вам пришлось бы использовать объектив 50 мм, чтобы получить столько места в кадре с 1 м, а поскольку фокусное расстояние в 1,6 раза меньше, вам пришлось бы открыть диафрагму в 1,6 раза больше, то есть до 1,8, чтобы DOF был таким же.
Объектив проецирует круглое изображение на фиксирующий элемент в камере. Для каждого объектива это изображение будет постоянным, независимо от того, с какой камерой используется объектив. Когда проецируемое изображение попадает на пленку или матрицу, захватывается только часть изображения.
Эквивалентное фокусное расстояние
Фактор урожая очень важен. Но какое влияние это оказывает на фотографию? Что стоит знать при покупке объектива или новой камеры? С помощью коэффициента Кропа мы можем легко сравнивать различные объективы и камеры.
Умножение фокусного расстояния объектива на значение коэффициента Кропа дает нам эквивалентное фокусное расстояние, которое определяет угол обзора объектива, как это было бы для 35-мм пленочной камеры. По этой причине кроп-фактор также называют множителем фокусного расстояния (FLM).
Например, объектив 50 мм с камерой, имеющей кроп-фактор 1,5, даст эквивалентное фокусное расстояние 50 мм, поскольку 50 x 1,5 = 75. Таким образом, если вы используете 75-мм объектив с 35-мм пленочной камерой, вы получите аналогичный угол обзора.
Кроп-фактор устраняет некоторую неопределенность при выборе объектива. Стоит выбрать объектив, который имитирует эффект от использования 200-мм телеобъектива с полнокадровой камерой. После проведения этих расчетов, включая кроп-фактор, вы сможете точно определить, какой объектив вам следует приобрести.
В таблице ниже приведены эквивалентные фокусные расстояния, рассчитанные для фокусных расстояний объективов и кроп-факторов камер.
Эквивалентные фокусные расстояния для простых объективов и объективов с кроп-фактором
Надеюсь, теперь вы понимаете, что такое кроп-фактор и как его можно использовать для настройки объективов, чтобы не обращать внимания на саму камеру. Эти знания помогут вам принимать более взвешенные решения о покупке и выбирать объективы, наиболее подходящие для того, чем вы хотите заниматься, устраняя догадки и путаницу.
Я получаю довольно много вопросов от начинающих фотографов-любителей, и я решил, что пришло время написать небольшую серию статей из цикла “Фотография для чайников”, чтобы объяснить различные фотографические термины, как выбрать камеру для любительских целей, а также несколько статей об использовании Adobe Lightroom, потому что обработка фотографий не менее важна, чем процесс их съемки.
Фотография для чайников: Размер матрицы, что такое кадрирование
Я получаю много вопросов от начинающих фотолюбителей, и я решил, что пришло время сделать небольшую серию статей из цикла “Фотография для чайников”, которая должна объяснить различные фотографические термины, рассказать, как выбрать камеру для ваших любительских задач, а также должно быть несколько статей о том, как пользоваться программой Adobe Lightroom, поскольку обработка фотографий не менее важна, чем сам процесс съемки.
В этой статье мы поговорим о таком важном параметре, как размер матрицы фотоаппарата, и раскроем загадочный термин “кроп-фактор”.
Говорят, что “цифровая камера” с 20 мегапикселями гораздо круче, чем зеркальный фотоаппарат с 16 мегапикселями. А это совсем не так. Ведь в фотоаппаратах, помимо всего прочего, очень важен физический размер сенсора, а не только мегапиксели.
Когда мы говорим о камерах среди продвинутых любителей и профессионалов, мы часто слышим фразы типа “У него маленькая матрица”, “У него пятый кроп-сенсор”, “Что можно сделать с такой матрицей?
Что такое датчик изображения?
Датчик изображения – это микрочип, состоящий из фотодиодов, самая важная часть цифровой камеры.
В самом простом понимании датчик изображения эквивалентен пленке. В пленочных камерах изображение передается через объектив на пленку и сохраняется на ней; в цифровых камерах изображение передается через объектив на матрицу, формируется там, но сохраняется на карте памяти или во внутренней памяти камеры.
Так называемый полнокадровый датчик изображения имеет примерно тот же размер, что и рамка 35-мм пленки, используемая в фотоаппаратах.
Поскольку полнокадровые матрицы дороги в производстве, полнокадровые камеры имеют высокий процент брака и в любом случае дороги, поэтому, как правило, только профессиональные фотографы используют полнокадровые камеры. Или продвинутые любители с хорошими зарплатами, для которых термин Full Frame священен.
Чтобы уменьшить стоимость, размер и вес, производители придумали сделать сенсор меньше – кадрировать его. Английское слово crop означает “собирать урожай”. Кроп-фактор – это число, которое показывает, во сколько раз датчик был кропнут по сравнению с полнокадровым датчиком.
Кроп-фактор 1,5 или 1,6 (наиболее распространенный выбор в любительских зеркальных камерах) означает, что матрица в 1,5 или 1,6 раза меньше полнокадровой.
Одним из самых важных и основополагающих параметров в любой фотографической технике является Размер светочувствительной матрицы камеры. И речь здесь идет не о мегапикселях, а о фактической физической площади поверхности светочувствительного элемента.
Размер сенсора действительно имеет значение.
Одним из самых важных и основополагающих параметров в любой фотографической технике является Размер светочувствительной матрицы камеры. И дело не в мегапикселях, а в фактической физической поверхности светочувствительного элемента.
Что такое фактор урожая
В прошлом большинство фотографов пользовались пленочными камерами, в которых использовалась так называемая “35-мм пленка”. 35-миллиметровая плёнка (киностандарт с 1930-х годов). Это были старые времена, а примерно в 2000 году очень популярные цифровые зеркальные камеры (DLC) работали по тому же принципу, что и пленочные камеры, но вместо пленки DLC стали использовать электронную светочувствительную матрицу, создающую изображение.
Проблема заключалась в том, что стоимость производства такого датчика изображения в сотни раз дороже обычной пленки.. Из-за огромной стоимости 35-мм аналоговой пленки и общей сложности производства огромного сенсора с миллионами транзисторов многие производители начали выпускать камеры с кроп-сенсором. Терминобрезанный датчик” означаетчто оно относится к датчику изображения меньшего размера, чем стандартный размер пленки 35 мм.
Фактор урожая (урожайразрезать“) – это метрика для кроп-сенсоров, измеряющая отношение диагонали стандартной 35-мм пленки к диагонали кроп-сенсора. Наиболее распространенными кроп-факторами среди DLC являются K=1.3, 1.5, 1.6, 2.0. Например, K=1.6 означает, что диагональ матрицы камеры в 1.6 раза меньше диагонали полнокадровой матрицы или диагонали 35-мм пленки.
На самом деле, не все DLC-камеры оснащены кроп-сенсором, сейчас существует множество камер, размер сенсора которых равен размеру 35-мм пленки, и K=1.0. Камеры, которые имеют имеют датчик изображения размером примерно с 35-миллиметровую пленкуназываются полнокадровые зеркальные цифровые камеры.
Кроп-камеры обычно APS-C камеры с K=1,5-1,6, или APS-H камеры с K=1.3. Полнокадровые камеры обычно называют Полный кадр. Например, камеры Nikon с матрицей APS-C называются камерами Nikon DX, а полнокадровые камеры – камерами Nikon FX.
DX (кроп-камера, тип APS-C, K=1.5) размер сенсора составляет около 23,6 на 15,8 ммСенсорная зона будет 372,88 мм кв.
FX (полнокадровая камера, K=1.0) размер сенсора составляет около 36 на 23,9 ммплощадь такого датчика будет 860,4 квадратных миллиметров
Теперь разделите площадь сенсоров, и мы получим, что сенсор DX меньше полнокадрового сенсора на 2,25 раза. Чтобы быстро рассчитать фактическую разницу в физическом размере между полнокадровой и кроп-форматной камерами, просто возведите в квадрат коэффициент кроп-формата. В камерах DX используется кроп-фактор K=1,5, что означает, что камеры DX и FX имеют площадь в 1,5*1,5=2,25 раза больше.
Если вы установите стандартный (например) объектив с фокусным расстоянием 50 мм на кроп-камере и посмотрите в видоискатель, вы увидите, что угол обзора более узкий, чем при использовании того же объектива на полнокадровой камере. Не волнуйтесь, с объективом все в порядке, просто из-за того, что матрица кроп-камеры меньше, она “обрезает” только центральную область кадра, как показано в примере ниже.
Разница между полнокадровой и кроп-камерой. Первая фотография была сделана с помощью полнокадровой камеры и 50-мм объектива, вторая – с помощью кроп-камеры и того же объектива. Угол обзора меньше при использовании кроп-камеры.
Это создает у многих людей впечатление, что меняется именно фокусное расстояние объектива – но это лишь иллюзия. Меняется только угол обзора, который вы видите в видоискателе.Фокусное расстояние объектива не изменяется. Фокусное расстояние – это физическая величина объектива, которая остается одинаковой на каждой камере. Однако из-за этой иллюзии удобно говорить, что на кроп-камере изображение, которое вы видите, похоже на изображение 75-мм объектива (50 мм*1,5 мм=75 мм), используемого на полнокадровой матрице. Это означает, что если вы возьмете два штатива и две камеры, одну полнокадровую и одну кропнутую, и установите 75-мм объектив на полнокадровую, а 50-мм – на кропнутую, вы получите идентичное изображение, потому что у них одинаковые углы обзора.
Преобразованное фокусное расстояние называется Эквивалентное фокусное расстояние.сокращенно ЭАФ. Даже кроп-объективы, такие как Nikon DX и Canon EF-S ..
Фотография, сделанная камерой в полнокадровом режиме
И пример той же фотографии, снятой с того же расстояния, без изменения настроек, но в режиме кропа:
Полнокадровая фотография в режиме DX. Вы можете увидеть разницу в угле обзора. Режим DX или камера DX, похоже, обрезает только центральную область из исходного изображения, которое дает объектив.
В действительности, Существует несколько существенных преимуществ использования объективов от полнокадровых камер на кроп-камерах:
- Уменьшает угол обзораВы переходите от стандартного объектива к телевизору и от телевизора к супертелевизору. Таким образом, используя 300-мм телевик, вы получаете тот же угол обзора, что и при использовании 450-мм объектива на 35-мм пленке. Это довольно хорошая возможность купить дешевый телевизор с зумом за небольшие деньги и из-за кроп-фактора вы получаете большой EDF..
- Из-за того, что полнокадровые объективы работают только в центральной области в камерах с кроп-сенсором, вы можете избавиться от таких дефектов изображения, как такие как виньетирование, потеря разрешения по краям кадра и частичное искажение. Наилучшее качество изображения достигается в центре кадра.
Кроме того, при использовании кроп-объективов вы получаете более дешевые объективы. Однако есть и некоторые недостатки. Объективы камер с оправой должны покрывать меньшую площадь светочувствительного элемента, а значит, можно использовать более дешевое стекло, уменьшить вес и т.д. В то же время, если вы купите кроп-объективы, а затем перейдете на полный кадр, вам придется дополнительно покупать новые полнокадровые объективы. Я предлагаю вам прочитать соответствующие статьи – Различия в объективах Nikon, и – Особенности кроп-камер и объективов
Выводы:
Камеры с кроп-сенсором – это просто сенсоры меньшего размера, а термин кроп-фактор используется для понимания масштаба уменьшения размера сенсора. Кроп-фактор – это хороший способ получить FSR объектива при использовании его с кроп-камерой. Чтобы получить FSR любого объектива, используемого с кроп-камерой, просто умножьте фокусное расстояние объектива на кроп-фактор камеры.
Полноматричные камеры дороги в производстве (у них высокий процент брака), полноматричные камеры обычно имеют большие размеры, солидный вес и в любом случае дороги, поэтому полноматричные камеры в основном используются только профессионалами. Или продвинутые любители с хорошими зарплатами, для которых термин Full Frame является священным.
Фотография для начинающих: Размер матрицы, что такое “кроп” датчика изображения
Я получаю много вопросов от начинающих фотографов-любителей и решил, что пришло время сделать небольшую серию статей из цикла “Фотография для чайников”, которая должна объяснить различные фотографические термины, рассказать, как выбрать камеру для любительских задач, а также должно быть несколько статей об использовании программы Adobe Lightroom, ведь обработка фотографий не менее важна, чем сам процесс съемки.
В этой статье мы поговорим о таком важном параметре, как размер матрицы фотоаппарата, и раскроем тайну загадочного термина “кроп-фактор”.
Говорят, что “цифровая камера с 20 мегапикселями круче, чем зеркальный фотоаппарат с 16”. И это совсем не так. Помимо прочего, это связано с тем, что в фотоаппаратах очень важен физический размер сенсора, а не только мегапиксели.
Когда мы говорим о камерах среди продвинутых любителей и профессионалов, мы часто слышим такие фразы, как “У нее маленькая матрица”, “У нее пятый кроп”, “Что можно сделать с такой матрицей”, “Полный кадр – наше все”.
Что такое датчик изображения?
Датчик изображения (датчик света, сенсор, фотодетектор) – это микросхема, состоящая из фотодиодов, которая является самой важной частью цифровой камеры.
Проще говоря, сенсор эквивалентен пленке. В пленочных камерах изображение передается через объектив на пленку и записывается на ней, в то время как в цифровых камерах изображение передается через объектив на матрицу, где оно создается, но записывается на карту памяти или во внутреннюю память камеры.
Так называемый Full Frame имеет примерно тот же размер, что и 35-мм пленка, на которой делались снимки в фотоаппаратах.
По этой причине полнокадровые камеры используются в основном профессионалами. Или продвинутые любители с хорошим заработком, для которых термин Full Frame священен.
Чтобы уменьшить стоимость, размер и вес, производители придумали делать сенсор меньше – кадрировать его. Английское слово “crop” означает “выращивать”. Кроп-фактор – это число, которое показывает, во сколько раз данный датчик был кропнут по сравнению с полным кадром.
Кроп-фактор 1,5 или 1,6 (наиболее распространенный вариант на любительских зеркальных камерах) означает, что матрица уменьшена в 1,5 или 1,6 раза по сравнению с полнокадровой.
Вот визуальное сравнение размеров матрицы полнокадровой камеры и любительской зеркальной камеры (с сайта Cameraimagesensor.com).
Современные беззеркальные камеры, которые сегодня активно вытесняют любительские зеркальные фотоаппараты, часто имеют сенсор с кроп-фактором 2 – то есть он вдвое меньше полнокадрового сенсора. Здесь он сравнивается с двумя предыдущими.
У дешевых цифровых “наводчиков”, таких как Canon Powershot A1300, размер кроп-матрицы составляет около 5,62 – вот как это сравнивается.
Так, современные смартфоны теперь оснащены датчиками с кроп-фактором около 7,1 – iPhone 5S, например, имеет такой датчик. Вот она в сравнительном масштабе.
Теперь вопрос: какой сенсор вы предпочитаете? Нужно ли сразу стремиться к полному кадру, молиться о нем каждый день?
С одной стороны, чем больше матрица, тем лучше качество изображения. Конечно, в дело вступает множество других факторов, в первую очередь объектив, но чисто физически, чем больше матрица, тем выше качество.
(Кстати, существуют так называемые “цифровые камеры”. среднеформатные камеры с матрицами 40 мм и больше, но они предназначены только для профессионалов и стоят как хорошие автомобили).
Как проявляется это “лучшее качество”? В деталях, резкости, четкости, качестве отпечатка: если фотография будет использоваться в печати, то полноматричный формат там практически обязателен, чтобы как можно меньше потерять в качестве при четком увеличении при печати.
Кроме того, чем больше исходное изображение, тем проще его кадрировать, то есть вырезать часть изображения и при этом получить приемлемое качество.
Кроме того, чем больше матрица, тем лучше камера работает в условиях плохого освещения: Чем больше матрица, тем меньше так называемого шума (т.е. точек на изображении – как зерно на старых черно-белых фотографиях, сделанных на высокочувствительной пленке).
С другой стороны, как мы уже говорили, полный формат ведет к увеличению размеров камер, увеличению веса и всегда более высокой цене. А если вы фотограф-любитель, зачем вам тратить кучу денег и таскать с собой тяжелую камеру, если вы понятия не имеете, что она вам даст?
В результате камера (и сенсор) должна соответствовать вашим потребностям и вашему кошельку. Новичкам достаточно недорогой камеры с кропом 5,7. Продвинутым любителям, которые уже кое-что понимают в фотографии и знают, какие возможности дают те или иные камеры, лучше остановиться либо на хорошей беззеркальной камере с кропом 2 – 1,5, либо на любительской зеркальной камере с кропом 1,5 – 1,6, тем более что сейчас такие камеры выпускаются компактными и легкими.
Исключение составляют изначально цифровые среднеформатные камеры, несовместимые с пленкой: самая доступная модель этого класса Mamiya ZD, Hasselblad H3D, Pentax 645 Digital, которая так и не поступила в массовое производство.
Что такое фактор урожая и что он означает?
Это числовое соотношение между диагональю кадра 35-мм пленки (24 x 36 мм) и матрицей цифровой камеры, которая обычно меньше или почти такая же большая. Он рассчитывает эквивалентное фокусное расстояние для сменных объективов.
При использовании 35-мм оптики на пленочных камерах стандартным является объектив с фокусным расстоянием 50 мм, а широкоугольный объектив – не длиннее 35 мм. Объективы с фокусным расстоянием 75-120 мм используются для съемки портретов, а объективы с большим фокусным расстоянием – для специальных задач (например, спорта). Если матрица меньше кадра 35-мм пленки, из центра матрицы вырезается часть изображения, создаваемого объективом, – кадрирование. Портретный объектив становится телеобъективом, стандартный объектив становится портретным и так далее.
Обычно производители указывают фокусное расстояние для кадра 24 x 36 мм, даже если объектив может использоваться только с цифровыми камерами (современная оптика от Olympus, серия AF-S от Canon, DX от Nikon). Цифровые объективы имеют меньшее поле обзора, чем обычные объективы. Вы не сможете использовать их с пленочными или полнокадровыми зеркальными фотокамерами, но они имеют преимущество в виде компактности и лучшей светосилы при более низкой цене. Правда, не все три функции сразу, а только две на выбор. Недостатком такой оптики является виньетирование (снижение яркости ближе к краям кадра), которое в той или иной степени присуще любому объективу EF-S или DX. Компания Olympus, которая уже много лет не выпускает “пленочные” объективы, научилась преодолевать этот эффект.
Классификация цифровых однообъективных зеркальных камер
Цифровые зеркальные камеры выпускаются компаниями Canon, Fuji, Nikon, Olympus, Pentax, Sigma, Sony… Камеры этих производителей, в свою очередь, делятся на профессиональные и любительские. Но что лежит в основе всех этих различий? В чем главное отличие одного от другого? Можно с уверенностью сказать, что формат матрицы – кроп-фактор – имеет фундаментальное значение. Общая тенденция такова: чем больше сенсор, тем “профессиональнее” и дороже камера. Хотя из этого правила есть исключения (например, Sigma SD14). В настоящее время можно говорить о пяти классах цифровых зеркальных камер:
Фактор Кропа | Характеристики |
---|---|
2x | Самые маленькие сенсоры можно найти в цифровых зеркальных камерах семейства 4/3. Модели Olympus и Panasonic (также выпускаемые под маркой Leica) |
1,7x | Зеркальные фотокамеры Sigma с замечательным трехслойным сенсором Foveon X3 |
1,6x | Canon EOS, кроме камер серии 1 |
1,5x | Многочисленное семейство цифровых зеркальных камер. Производители – Fuji, Nikon, Pentax, Sony, Konica Minolta |
1,3x | Профессиональные репортерские камеры Canon 1D Mark I/II/III. Дальномерная камера Leica M8 |
Полный кадр (FF) | Новый Nikon D3. Профессиональные камеры Canon 1Ds Mark I/II/III. Canon 5D, которая представила FF широким массам |
К вышеперечисленным категориям следует добавить семейство камер, матрицы которых больше, чем Full Frame – среднеформатные камеры со сменными задниками. Пленочные фотоаппараты могут использоваться наряду с цифровыми, поэтому существует также кроп-фактор – он основан на размере кадра пленки. 56 x 56 мм для Hasselblad 500 серии, Rolleiflex 6000 серии. 41,5 x 56 мм – для систем Contax, Mamiya 645 AFD.
Исключение составляют изначально цифровые среднеформатные камеры, не совместимые с пленкой: наиболее доступная модель в этом классе – Mamiya ZD, Hasselblad H3D, Pentax 645 Digital, которая не поступила в массовое производство.
Цифровая камера среднего формата – мечта среднестатистического фотографа. Благодаря очень большим пикселям и оптике с красивым рисунком, которая больше не должна обеспечивать определенное количество “линий на 1 мм” из-за формата, эти камеры создают потрясающие изображения. Однако у этой “камеры мечты” есть определенный недостаток, который заключается именно в большой матрице. Он очень сильно греется, поэтому “гудит” даже на средних ISO и требует активной системы охлаждения с вентилятором (отсюда и большой размер комплекта).
Правильно или нет?
Шум – типичная проблема для камер с кадровой съемкой. Это заметно при сравнении изображения на высоких ISO с Canon 5D 12MP и, например, Sony A700, имеющей такое же разрешение, но меньшую матрицу. Чем больше матрица, тем меньше шумов и шире динамический диапазон (диапазон яркости между самыми светлыми и самыми темными участками изображения).
Недостатком полнокадровых камер является виньетирование и потеря резкости по краям кадра. Это связано с природой оптической системы и светочувствительных клеток. Матрицы “правильно” ловят только передний свет, а он падает под углом ближе к периферии кадра, что приводит к заметному снижению детализации и яркости в этих областях. Пленочные камеры свободны от этого недостатка, поскольку нет разницы, под каким углом свет падает на светочувствительную поверхность пленки.
Чем меньше матрица, тем больше глубина резкости. При съемке портрета на камеру Canon 5D с диафрагмой f/2,8 в фокусе может оказаться, например, только часть лица объекта. А если вы возьмете в руки псевдозеркальную камеру Fuji S9600, то при той же диафрагме вся модель будет в фокусе. Для макросъемки и пейзажей изображение должно быть резким, и для этого используются качественные зеркальные фотоаппараты Olympus и компакты вроде упомянутого Fuji S9600. С другой стороны, для портретов вам нужен красиво размытый фон и пластичное изображение, передающее тональные нюансы. Лучшее решение здесь – студийная камера среднего формата с цифровым фоном.
Пути продвижения
Качество изображения, полученного с помощью цифровой камеры, зависит не только от размера кадра, но и от структуры элементов, отвечающих за формирование изображения, а также от потерь на этапе преобразования “сырого” аналогового сигнала в цифровое изображение (мощность аналого-цифрового преобразователя, алгоритм интерполяции Баера). Отношение детализации к шуму также напрямую зависит от интенсивности фильтра низких частот перед датчиком. Даже при одинаковых матрицах камеры одних производителей превосходят другие по качеству изображения. Благодаря увеличенным микролинзам перед каждым пикселем, отвечающим за формирование светового пучка, новый Canon 40D достиг более низкого уровня шума, чем любительский 400D, который имеет, по всей видимости, идентичный 10-мегапиксельный сенсор.
Интересно, что даже при одинаковом размере и разрешении сенсора полезная площадь каждого пикселя может быть разной. Датчики HR (в компактных камерах) отличаются формой пикселя – шестиугольник. Пиксели образуют структуру, похожую на соты. Образец из мира природы дал инженерам представление о том, как более эффективно использовать площадь датчика изображения. В результате компактные камеры Fuji, такие как F31fd и S9600, несмотря на маленький сенсор, приближаются к зеркальному качеству изображения.
Это также относится к “профессиональным” сенсорам Super CCD SR, используемым в цифровых зеркальных камерах Fuji, включая новую S5 PRO. Это дополняется еще одним полезным инженерным открытием: под каждой микролинзой находится шестиугольный пиксель S, который генерирует информацию о цвете, и дополнительный, меньший пиксель R, реагирующий на сильный свет. Строго говоря, пиксель R не повышает детализацию: микролинзы – одна на пару разных пикселей. Он действует как вспомогательный буфер, придавая изображениям лучший “объем”. Разброс яркости (динамический диапазон) в каждой области может быть гораздо шире, чем при использовании обычного датчика. Это означает, что вы можете смело снимать с прямой вспышкой, не опасаясь переэкспонирования, и при этом получать хорошо проработанные тени. Для приверженцев Fuji эта особенность гораздо ценнее, чем абстрактное разрешение, измеряемое в тестах.
Альтернативный вариант предлагает компания Sigma, которая использует трехслойный сенсор Foveon X3. В обычном датчике, изобретенном инженером Баером в компании Kodak в конце 1970-х годов, цвет обеспечивается группой из четырех пикселей – красного, синего и двух зеленых (зеленый содержит больше информации о яркости). Все хорошо, но при большом увеличении мы видим размытое изображение – это связано с самим принципом получения изображения. Проблема частично решается продвинутой обработкой изображения в Photoshop (или процессором камеры). В основе “революционного” сенсора Foveon лежит свойство кремния пропускать свет разных цветов на разной глубине. Для получения пикселя конечного изображения требуется три ячейки матрицы, расположенные одна за другой на разных слоях. Каждый слой обеспечивает разрешение 2652 x 1768 пикселей (4,7 мегапикселя). В результате получается изображение, в котором каждый пиксель имеет точное цветовое кодирование, что обеспечивает превосходную резкость при малых размерах отпечатков (до A4). Недостатком такого подхода является низкое по сегодняшним меркам разрешение. Новая зеркальная камера SD14 имеет общее разрешение 14 мегапикселей, но эффективное разрешение конечного изображения не достигает и 5 мегапикселей. Olympus удалось устранить главный недостаток предыдущих моделей – плохое качество при высоких значениях чувствительности ISO. Новые зеркальные фотокамеры Olympus и Panasonic отстают от большинства своих конкурентов не более чем на один ISO-стоп (при выключенном шумоподавлении). Благодаря лучшему в истории стабилизатору изображения на профессиональной камере E-3 (до пяти стопов), вы можете просто игнорировать этот недостаток!
Полнокадровые зеркальные фотокамеры становятся все более доступными, но это не значит, что увеличение площади матрицы – единственный способ получить отличные фотографии. Существует множество способов добиться желаемого качества, не выходя за рамки кроп-формата – сосредоточиться на внутренних размерах пикселей, более разумно используя доступную площадь изображения.
При выборе кроп-камеры для учебных целей следует помнить об одной вещи, которая может оказаться подводным камнем. Дело в том, что объективы от старой камеры не всегда подойдут к новой камере, которую вы выберете в будущем, а выбор камеры с учетом старого объектива – это не маленький подвиг. Если новичок одержим фотографией и сразу понимает, что хочет связать свою жизнь с этим делом и будет учиться, в том числе покупать целый набор объективов, можно сразу взять полнокадровую камеру. В противном случае сам факт выбрасывания набора оптики вместе со старой камерой может быть примером непозволительной роскоши.
Сравнение с полнокадровым сенсором
Из преимуществ и недостатков кадровых камер можно сделать вывод о том, чем эти продукты отличаются от полнокадровых камер. Другое дело, что выше мы рассматривали в основном технические характеристики, а теперь уделим больше внимания различиям в практическом использовании.
Прежде всего, нужно понять, что дорогая и сложная камера не превратит зеленого новичка в профессионала. Даже наоборот – он имеет множество специфических настроек и рассчитывает на то, что владелец сам разберется в них. Не имея представления о них, “болван” с одинаковой вероятностью испортит снимок, будь то полнокадровая камера или кроп-камера, но, как говорится, зачем платить больше.
Опытные фотографы советуют начинать с покадровой камеры как более дешевого варианта. В нем также есть различные настройки, позволяющие получить больше деталей, научиться работать со светом, строить композицию и т.д. Научитесь захватывать кадр и рендерить его как можно точнее – во многих случаях это будет не так уж плохо. Только со временем, когда вы поймете все тонкости коррекции, вы начнете замечать, что знаете, чего не хватает кадру, чтобы стать шедевром, но не можете это исправить – техника не позволяет. Тогда и только тогда имеет смысл переходить на полнокадровую модель.
Полный кадр хорош, когда вы можете сделать хорошую фотографию без ретуши и постобработки в Photoshop. Опять же, чтобы получить наилучшие результаты от такой камеры, нужно понимать, как правильно ее настроить, иначе особой разницы не будет.
При выборе культуры для изучения следует помнить об одной вещи, которая может оказаться подводным камнем. Объективы от старых камер не всегда подходят к новой камере, которую вы собираетесь выбрать в будущем, поэтому выбор камеры с учетом старых объективов очевиден. Если новичок одержим фотографией и сразу понимает, что хочет связать свою жизнь с этим делом и будет учиться, включая покупку целого парка объективов, то полнокадровая камера – это хорошее начало. В противном случае сам факт выбрасывания набора оптики вместе со старой камерой может стать примером роскоши, которую вы не можете себе позволить.
Сравнивая эти два объектива, можно сказать, что первый объектив имеет более широкий угол обзора (28<35), а второй – большее фокусное расстояние (106>84). Фактическое фокусное расстояние, которое является расстоянием от объектива до матрицы, не меняется (в объективе больше одной линзы, и мы пишем о расстоянии для понимания процесса). Что действительно меняется, так это угол обзора, поскольку использование более крупной матрицы растягивает изображение до полного кадра. В результате изображение показывает, что объект стал больше, но это связано не с изменением фактического фокусного расстояния, а с изменением угла зрения.
Что влияет
Кроп-фактор влияет на угол обзора и глубину резкости (DOF). Он также показывает, насколько меньше сенсор по сравнению с полным кадром, и его значение можно использовать для расчета эквивалента фокусного расстояния.
Однако вы можете изменить некоторые из этих характеристик с помощью других настроек. Например, вы можете получить необходимый угол обзора, выбрав подходящий объектив, и настроить DOF, регулируя диафрагму, но получить размытый фон на маленькой матрице (большой кроп) будет сложно. Поэтому невозможно сказать, насколько лучше или хуже камера с определенным значением кроп-фактора. Все зависит от конкретных ситуаций.
Для художественной фотографии лучше иметь большую матрицу, т.е. небольшой кроп-фактор, чтобы иметь больше свободы в настройке параметров. Если учесть, что размер матрицы оказывает большое влияние на качество изображения (наличие шумов, динамический диапазон), становится ясно, что чем меньше кроп-фактор, тем больше матрица и тем лучше камера.
Читайте далее: