Что такое фонокаскад для виниловых проигрывателей

фонокаскад

Большинство имеющихся в продаже фонокаскадов работают с подвижным магнитом. Некоторые модели также поддерживают стандарт подвижной катушки. Головки различаются по импедансу и уровню выходного напряжения. Современные цифровые фонокаскады оснащены механизмами, позволяющими настроить качество звучания в соответствии с вашими индивидуальными предпочтениями.

Фонокаскад для виниловых проигрывателей: что это такое и где используется

Фонокаскад – это устройство, используемое для синхронизации проигрывателя с усилителем или системой воспроизведения. Это устройство повышает уровень выходного сигнала с иглы фонокартриджа и преобразует его в требуемый уровень обработки усилителя. Фонокаскад также восстанавливает частоту сигнала в соответствии с международно признанным стандартом RIAA.

фонокаскад

Высокая функциональность, часто хорошая прозрачность, большая глубина баса, отличная динамика и широкая сцена – вот основные преимущества цифровых фонокаскадов. Есть очень хорошие системы, которые могут соперничать с ламповыми фонокорректорами по глубине сцены и богатству звучания, но такие устройства редко стоят меньше 15 – 20 000 рублей, а обычно больше.

Выбор фонокаскада – для каждого что-то свое

Среди винилофилов появляется все больше новых приверженцев “живого”, механически полученного звука. Однако следует отметить, что далеко не каждый человек, тяготеющий к воскрешению из небытия, понимает, как получить действительно качественный и действительно нужный звук. Рунет наводнен многочисленными обзорами проигрывателей, в которых знающие авторы помогают неофитам винилового увлечения приобрести нужный проигрыватель. Усиление и акустика обычно уже есть, и им также посвящены многие обзоры. Выбор фонокаскада сложнее для новичков в мире hi-fi и hi-end. Как правило, информация о виниловых предусилителях – это либо статьи о том, зачем нужен фонокаскад, либо откровенно неинформативные рекламные посты с описанием конкретных моделей, которые нужно купить в “том” магазине, интернет-магазине и т.д.

Встроенный фонокаскад – хорошая новость для владельцев “винтажных” усилителей

Подавляющее большинство старых (25-30 лет) и некоторые новые усилители имеют встроенный фонокаскад. Достаточно подключить проигрыватель к входу с маркировкой “Phono”, и мы уже имеем достаточно полную звуковую картину. Важное замечание – в таких системах необходимо учитывать совместимость эквалайзера с типом фонокорректора. Соответственно, ММ-головка не будет звучать должным образом с MC-вертушкой.

Другой вариант – фонокаскад, встроенный в проигрыватель. В таких случаях проигрыватель обычно стоит дороже. Если используется базовый проигрыватель, то проблем с типом головки не будет (в любом случае, в технической документации такого проигрывателя должно быть соответствующее примечание). Преимуществом такого предусилителя является его максимальная интеграция в схему проигрывателя, хотя в бюджетных проигрывателях это не является правилом (особенно в проигрывателях из Поднебесной).
Помимо преимуществ, встроенная фоноэквализация также имеет ощутимые недостатки.

Основным недостатком является слабая функциональность. Известно, что наиболее точная эквализация может быть достигнута на этапе предусилителя. В случае встроенных вариантов пользователь устройства ограничен возможностями усилителя. Еще один факт не в пользу встроенного фонокорректора (чаще интегрированного в усилитель) – неизбежное увеличение коэффициента нелинейных искажений. (Чаще при интеграции с усилителем) Типовая схема с большим количеством деталей неизбежно окажет негативное влияние на звук. (Уровень шума встроенного предусилителя часто выше, чем у независимого устройства). Конечно, вышесказанное не является обязательным, но более вероятно, учитывая конструктивные особенности таких систем.

Большинство взыскательных аудиофилов предпочитают независимую фоноэквализацию.

Теплые трубы не для всех

Одним из идеальных вариантов предусилителей для виниловых пластинок многие считают ламповые фонокорректоры. Безусловно, использование ламп, намеренно лишенных полупроводников, создает уникальную звуковую картину, полную ровных гармоник. Ламповая система придает звуку живости и яркости. Столь же широкий и глубокий звуковой ландшафт в сочетании с чистым, теплым звучанием, выразительными басами и богатыми, слегка приподнятыми средними частотами не оставит равнодушными многих. К сожалению, это не для всех. Чтобы полностью использовать преимущества и возможности этого типа предусилителя, необходим соответствующий (ламповый!) усилитель.

Как и любая другая технология, ламповые фонокорректоры имеют свои недостатки. По сравнению с цифровыми или комбинированными системами точность коррекции аналогового устройства, скорее всего, будет ниже.

Кроме того, функциональность трубчатых систем обычно уступает. Для уменьшения искажений и достижения “чисто аналогового” звучания конструкция ламповых фонокаскадов была намеренно упрощена. Вероятно, самым серьезным недостатком ламповых предусилителей является их цена; иногда они могут стоить на порядок дороже других типов, особенно если речь идет о топовых моделях от известных брендов. Также необходимо учитывать срок службы труб и необходимость их периодической замены через несколько лет. Стоимость очень высока. Стоимость самого устройства нередко значительно превышает 60 000 рублей.

Миф о дешевой трубке

Сегодня на рынке представлено множество бюджетных ламповых усилителей – это так называемые самодельные или сделанные на заказ устройства, включая фонокаскад. Хотелось бы отметить, что выбрать действительно качественный самодельный прибор сложно, для этого нужен опыт. Производители, а также продавцы таких устройств могут быть тонкими психологами, и в результате неопытный начинающий аудиофил может потратить значительную сумму денег на устройство, которое того не стоит, и неизвестно, когда оно сломается. Если вы собираетесь приобрести “самодельное” устройство, постарайтесь, чтобы предварительный тест был проведен опытным и компетентным человеком.

Я не собираюсь скрывать, что есть несколько действительно надежных мастерских и мастеров, которые делают уникальное и высококачественное оборудование на заказ, но их мало, и их продукция не намного дешевле, а в некоторых случаях дороже заводской. Почти все, что я слышал от мастеров, так или иначе не дотягивает до среднего показателя, либо сцена не блещет, либо средние частоты низкие, либо появляется какой-то странный фон, либо треск при повороте ручки резистора. У моих друзей были случаи, когда (подчеркиваю, при правильной эксплуатации и подключении) перегорал недешевый усилитель и высокочастотные динамики в не менее дорогих колонках. Нарушители не несли никакой ответственности за свою работу и заявили, что устройство было “использовано не по назначению”, указав на “большую ответственность” и “солидную гарантию”.

Цифровой фонокаскад

Один из самых популярных типов устройств предварительного усиления для виниловых проигрывателей. Нельзя сказать, что цифровые фоно предусилители уникальны, но их главное преимущество – предсказуемый результат, на ожидаемом уровне. Цифровые более стабильны, чем аналоговые. Дорогие цифровые устройства звучат очень достойно. Нередко многие, кто может позволить себе трубку, выбирают цифровые и гибридные серии высокого класса. Это особенно актуально для любителей чистого, холодного звука, счастливых обладателей старых транзисторных усилителей с двухмоновой схемой.

Высокая функциональность, часто хорошая четкость, большая глубина баса, отличная динамика и широкая сцена – вот основные преимущества цифровых фоносистем. Есть очень хорошие системы, которые могут конкурировать с ламповыми по глубине сцены и богатству звучания, но такие устройства редко стоят меньше 15 – 20 000 рублей, а обычно больше.

– Нередко они “песочат” при попытке серьезно усилить высокие частоты;
– В бюджетных моделях звук плоский и банальный, ему не хватает объема;
– Почти все они подавляют средние частоты;

Гибриды – чтобы есть цифровые и играть в трубки

Некоторые производители проигрывателей пошли по пути, который до них прошли производители гитар. Они попытались объединить ламповое усиление с функциональностью и точностью цифровых схем. По сути, для достижения теплого лампового звучания с точной эквализацией и обработкой.

Фонокаскады, использующие такую схему, могут иметь все преимущества, а также недостатки схем, описанных выше. “Истинные сторонники лампового звучания считают, что использование гибридов – это смерть “правильного” звука. Я слышал несколько образцов в ценовом диапазоне 60К+ и не могу сказать, что в найденном мною звуке есть что-то мертвое – очень достойные аппараты. Цены на эти ступени, как вы уже догадались, варьируются от просто высоких до непомерно высоких (более 100 тысяч).

Критерии отбора

Для многих критерием является цена, что неудивительно – подробнее о ценах далее в тексте. Второй важный фактор – это ваше отношение к музыке и ваш слушательский вкус. Если вы всю жизнь слушаете классику или привыкли к студийной обстановке, будьте готовы заплатить большие деньги за фонокаскад и многое другое. Еще одно напоминание о типе головки – обязательно обратите внимание на тип вашего картриджа. Если у вас есть ламповый усилитель и вы чувствуете существенную разницу – вам подойдет ламповый или гибридный усилитель. Если вы хотите получить его за бюджетные деньги и не хотите страдать от мертвого звука – выбирайте цифровой.

Возможно, вас устроит интегрированный фонокаскад, но если вы еще не купили усилитель и проигрыватель, подумайте о комбинированном устройстве. Когда дело доходит до выбора самодельных инструментов – трудно дать толковый совет, большинство из них непредсказуемы и каждый уникален по-своему, но иногда эта уникальность не к лучшему.Субъективная оценка – самый важный критерий. Восприятие звука – процесс сугубо индивидуальный, каждый из нас слышит по-своему. Стоит сходить в демонстрационный зал или оценить аналогичное устройство, послушав кого-то из знакомых. В идеале тестовое прослушивание должно проводиться с одним и тем же проигрывателем, базовым усилением и акустикой.

Для меня идеальный фонокорректор открывает широкую звуковую сцену, имеет насыщенный, четкий звук, позволяет точно настроить эквалайзер (оснащен четырьмя полосами эквализации), воспроизводит чистый и динамичный звук, глубокие басы и сбалансированные высокие и средние частоты. Мне также нравится звук, который довольно теплый. Что вам нравится, вы узнаете – если будете слушать.

Существует очень много различных моделей на выбор, и вам может показаться, что большинство из них звучат хорошо. Прежде чем перейти к деталям, необходимо спросить себя, какое качество звука вам нужно?

Встроенный фонокаскад в сравнении с внешним (отдельным) каскадом

Следующий логичный вопрос – стоит ли избегать проигрывателей со встроенным фонокаскадом? Честно говоря, это зависит от модели, но Как правило, большинство из них имеют простой “фонокорректор”, который даже близко не подходит для прослушивания музыки в хорошем качестве. Однако проигрыватели со встроенными фоновыми системами (встроенные фонокорректоры) часто ориентированы на начинающих пользователей или тех, кто просто хочет воспроизводить виниловые пластинки с нормальным качеством звука. Другими словами, они изначально дешевле, как по цене, так и по звучанию.

Хотя некоторые бренды предпочитают выпускать модели со встроенными проигрывателями, которые переключаются. Это означает, что вы можете использовать встроенный фонокаскад, который вам нравится, но у вас также есть возможность обойти его (лучше обойти).. В целом, это отличный вариант для тех, кто не уверен, насколько далеко они хотят зайти в своем новом увлечении.

Если вы решите подключить внешний фонопредусилитель для улучшения качества звука, обязательно прочитайте инструкции по обходу встроенного фонопредусилителя, так как использование двух фонопредусилителей приведет к искажениям и клиппированию во время воспроизведения.

Правда о фонопреампах и способах их подключения

Приветствую всех истинных поклонников винилового звука! В этой статье мы поговорим о:

  • Как подключить проигрыватель виниловых пластинок к усилителю?
  • Какой фонокаскад необходим
  • Зачем использовать встроенный фонокаскад
  • Проигрыватели виниловых пластинок с USB-входом/выходом
  • Как подключить фонокаскад к усилителю или активной акустической системе

Для чего нужен фонокаскад и каково его назначение?

Аудиосигнал, передаваемый через магнитную кассету, намного ниже, чем через ЦАП, CD или ленту, что, в свою очередь, требует дополнительного усиления. Процесс записи звуковых дорожек вносит некоторую эквализацию, которая должна быть удалена при воспроизведении для восстановления необходимого тонального баланса.

С 1990 года большинство стереосистем больше не оснащаются фонокорректорами, равно как и большинство мини-систем, домашних кинотеатров и усилителей. Стремясь снизить стоимость, производители аудиотехники отказались от использования фонокартриджей, утверждая, что проигрыватели виниловых пластинок устарели и не нужны в современном мире, сосредоточившись вместо этого на источниках CD и DVD.

Как подключить фонокаскад к усилителю или активной акустической системе

Чтобы подключить виниловый проигрыватель к перечисленным ниже стереосистемам, сначала пропустите аудиосигнал через предварительный фоноусилитель RIAA для усиления, коррекции и улучшения звучания. Этот шаг также применим при подключении проигрывателя к линейному входу звуковой карты компьютера, например, для записи виниловых компакт-дисков, но опять же фонокаскад необходим для предварительного усиления и коррекции тембра.

Для подключения к компьютеру используйте только нужный разъем, а все предусилители подключайте только к линейным входам: AUX, TAPE IN, TAPE MON, CD, DAT, MD. Можно также использовать линейный вход A/V (игнорируя видеоразъемы), например, DVD, LINE и т.д.

Существуют некоторые проигрыватели виниловых пластинок начального уровня от таких производителей, как Radio Shack, Audio Technica, Sony, RCA и других, которые имеют встроенный фонокаскад для прямого подключения к линейному входу, но их звучание оставляет желать лучшего.

Если вы решите подключить внешний фонокаскад для улучшения качества звука, обязательно прочитайте инструкции по обходу встроенного фонокаскада, поскольку использование двух фонопредусилителей приведет к искажениям и клиппированию во время воспроизведения.

Почему бы просто не купить проигрыватель виниловых пластинок со встроенным фонокаскадом и USB-концентратором? Разве это не облегчит ситуацию?

Да, это хороший совет для тех, кто слушает музыку “в фоне”, но совершенно пустая идея для тех, кто ищет свой собственный лучший звук! Как правило, “комбинированные продукты” дают минимум всего возможного. Использование одной схемы питания для двигателя проигрывателя и очень чувствительной схемы фонокаскада – это, действительно, совершенно глупая идея!

Большинство этих устройств не имеют или имеют плохую систему экранирования фонокаскада, оснащены тонармом из плохого пластика и другими пластиковыми заусенцами. Аудиофилы все еще смеялись над такими мини-системами, когда они были впервые представлены в 1970-х годах, а сегодня такие устройства беззастенчиво рекламируются известными брендами как крутые компонентные стереосистемы.

Виниловые проигрыватели с USB

Существуют также виниловые проигрыватели с USB – учитывая все то плохое, что было сказано выше о встроенном фонокаскаде, получаем еще одно “чудо” (абсолютно все проигрыватели с USB оснащены картриджем MM). Да, такой проигрыватель подключается к компьютеру в обход его звуковой карты и линейного входа.

Проблема в том, что A/D конвертер в звуковой карте, даже в ноутбуке, вероятно, будет лучше. Кроме того, многие приличные звуковые карты способны обрабатывать звук в 32-битном формате, в то время как подавляющее большинство USB-проигрывателей винила ограничены 16-битным.

Windows Recording Level Control и Audacity (всеми любимая БЕСПЛАТНАЯ программа для копирования аудио) гарантированно работают с любой звуковой картой и ее линейными входами; они НЕ работают со многими USB-плеерами.

Иногда USB-плееры (в том числе и старинные) имеют КЕРАМИЧЕСКИЕ картриджи; они не только создают плохой звук и цифровые файлы, но и могут разрушить запись!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте, ваше мнение очень важно для нас.

Существует еще один тип эквалайзера для MC головок, в котором на входе установлены повышающие трансформаторы.

Фонокаскад от A до Z

Крайне важным для покупателей виниловых проигрывателей является выбор правильного фонокаскада, без которого прослушивание виниловых пластинок просто невозможно. Не все из тех аудиофилов, которые намерены приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокаскад и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.

Поворотный этап от А до Я. Инструкция по приобретению и эксплуатации

Что такое фонокаскад?

Почему проигрыватель без фонокаскада нельзя подключить напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустической системе? Вы просто ничего не услышите в динамиках. Фонокаскад, также известный как фоноэквалайзер или фонокаскад, предназначен для придания слабому сигналу на пластинке линейных амплитудно-частотных характеристик и делает его достаточно высоким, чтобы с ним могли справиться последующие усилители. Ведь оригинальный сигнал на виниле записан со значительным искажением тонального баланса, с большим, равномерным затуханием от высоких частот к низким. Чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, производимый головкой картриджа, но и сделать его линейным, необходим фонокаскад.

С каким сигналом работает фонокаскад?

Записи VHS, выпущенные после 1954 года, используют сигнал, соответствующий стандартной кривой RIAA (Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки)Частотная характеристика пластинки выглядит примерно так.

Фонокаскад от A до Z. Инструкции по эксплуатации и приобретению

До установления единого стандарта на рынке существовало до сотни (!) различных кривых, которые использовались звукозаписывающими компаниями для своих записей. И даже одна этикетка может иметь одновременно несколько версий для разных скоростей, каждая из которых требует отдельной коррекции. Были варианты от Columbia, Victor, Decca и других лейблов. Все это вызвало невероятную путаницу как у производителей оборудования, так и у покупателей. Студийные фонокорректоры той эпохи имели переключатели для десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записываются в едином стандарте RIAA, и больше нет необходимости покупать сложный эквалайзер с несколькими переключаемыми контурами, если только у вас нет большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-х и 1950-х годах.

Фонокаскад от A до Z. Инструкции по эксплуатации и приобретению

Для чего используется фонокаскад?

Как уже упоминалось, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально смикширован и записан на ленту или жесткий диск, прежде чем он был искажен для печати на виниле. Точность этой реконструкции определяет качество звучания всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Независимо от типа и конструкции эквалайзера, в его основе лежит схема эквалайзера, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что исходная форма волны воспроизводится либо пассивными цепями резисторов, конденсаторов и индукторов, либо активными транзисторными (твердотельными) или ламповыми каскадами.

Какие существуют типы фонокаскадов?

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Фоно предусилители условно делятся на несколько типов, в зависимости от того, какой картридж установлен в вашем проигрывателе. Хотя картриджи с подвижным магнитом и картриджи с подвижной катушкой немного отличаются друг от друга, оба типа работают по принципу индукции и различаются уровнем напряжения и внутренним сопротивлением. Следовательно, для каждого типа требуется фонокаскад с соответствующими электрическими характеристиками для обеспечения правильной нагрузки, а также достаточного усиления. Поэтому в настоящее время на рынке представлены три основных типа фонокорректоров – для MM головок, для MC головок и универсальные модели, которые могут быть настроены для работы с различными картриджами.

Фонокаскад для головок с подвижными магнитами (MM)

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Самый популярный фонокаскад на рынке. Поскольку подавляющее большинство виниловых проигрывателей начального и среднего уровня оснащены ММ-головками, они массово интегрируются в усилители и ресиверы, а также в качестве самостоятельных компонентов. С точки зрения производительности они, как правило, имеют не самый высокий уровень усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Их главная особенность – входной импеданс 47 000 Ом (47kOhms). Этот высокий уровень позволяет подобрать эквалайзер к ММ картриджам, которые имеют очень высокое внутреннее сопротивление и индуктивность. Обычно они предназначены для использования с ММ-головками с чувствительностью 2 мВ и более. Головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью и характеристиками, схожими с MC-картриджами, появлялись в истории, но не получили широкого распространения. В частности, они были произведены компанией Stanton. Еще одной важной особенностью хорошего эквалайзера такого типа является возможность подключения дополнительной емкости ко входу. Бывает, что ММ-головка не имеет достаточной емкости в соединительных проводах и стандартной входной емкости для правильного звучания. Эта опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.

Фонокаскад для головок с подвижной катушкой (MC)

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

В настоящее время доступно немного фонокаскадов, предназначенных исключительно для использования с MC-головками, но они существуют. Обычно это автономные устройства достаточно высокого качества для включения в высококачественные аудиосистемы. Особенностью этих моделей является тщательный подбор компонентов с минимальным уровнем собственных шумов. В конце концов, идея заключается в том, чтобы усилить самый слабый сигнал, генерируемый катушкой. В целом, среди головок с подвижной катушкой можно выделить два подвида – низкочувствительные и высокочувствительные. Последний может генерировать напряжение до 3 мВ и по электрической нагрузке идентичен ММ картриджу, поэтому его следует использовать с ММ проигрывателями. Для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – разработаны ММ эквалайзеры. Они имеют высокий коэффициент усиления 60 дБ и более и часто позволяют пользователю выбирать импеданс нагрузки. Типичное значение – 100 Ом, но это не всегда подходит для всех картриджей, поэтому важно иметь возможность выбрать другое значение.

Существует еще один тип эквалайзера для MC головок, в котором на входе установлены повышающие трансформаторы.

Повышающий трансформатор (MC-трансформатор)

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Они повышают уровень сигнала, поступающего с MC-головки, до значений, позволяющих подключить выходы трансформатора к обычному MM-эквалайзеру. Это особенно хорошо для головок с очень низкой чувствительностью, поскольку пассивное усиление избавляет от шума сигнала, который может быть слышен в последующем усиленном сигнале при питании только активного каскада. Как правило, линейные или раздельные трансформаторы используются в компонентах или системах достаточно высокого класса.

Универсальный фонокаскад (MM/MS)

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Как следует из названия, этот эквалайзер может работать с любой картриджной головкой. В идеале он имеет два отдельных входа для двух типов головок, а также две отдельные схемы эквалайзера и усиления внутри. Во многих моделях, однако, схема эквализации объединена, а входы подаются через коммутируемые входы. В современных, наиболее продвинутых и дорогих моделях параметры нагрузки и усиления каждого типа головки контролируются автоматически. Эквалайзер определяет, к какому типу головки он подключен, и процессор автоматически регулирует усиление, сопротивление и емкость. Однако наиболее распространенные бюджетные модели имеют фиксированные настройки для этих двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ головок и 60 дБ и 100 Ом для MC картриджей.

Встроенный или дистанционный?

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Логика подсказывает, что отдельный фонокаскад должен обеспечивать лучшее качество звука, хотя бы потому, что он имеет свой отдельный источник питания и свободен от ограничений, накладываемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости размещаться в одном корпусе со многими другими каскадами, включая усилители мощности. Особенно когда речь идет о доступном оборудовании. Да, в истории аудио были примеры фонокаскадов, встроенных в предусилители, которые были на голову лучше тех, что использовались аудиофилами для “улучшения” звучания своей системы, но они оставались исключением из правил. Поэтому, если вы хотите услышать, на что способен ваш проигрыватель, приобретите хороший внешний фонокаскад.

Какой фонокаскад вам нужен?

Выбор фонокаскада зависит от того, как вы собираетесь использовать свой проигрыватель виниловых пластинок.

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Если проигрыватель является лишь дополнительным компонентом вашей системы, а основным источником остается цифровой звук, достаточно будет ММ-эквалайзера, встроенного в проигрыватель или усилитель. В крайнем случае, если ни проигрыватель, ни усилитель не имеют фонокаскада, можно купить самую простую бюджетную модель. Ориентировочный диапазон цен составляет 10 000 – 15 000 рублей.

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Если ваша любовь к винилу грозит перерасти в страсть, то к выбору эквалайзера нужно подходить очень тщательно. Сначала вам нужно решить, какие картриджи вы собираетесь использовать. Да, в крайних случаях MC-картриджи с низкой чувствительностью дают лучшее качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, они не позволяют вам самостоятельно заменять иглу по мере ее износа. В среднем ценовом диапазоне, где одновременно можно найти модели MM, MC и MI, имеет смысл выбрать качественный фонокорректор MM и использовать с ним головку высокой чувствительности. Такой эквалайзер будет стоить от 40 000 до 100 000 рублей.

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Если вы намерены получить максимум от своих записей, вы, вероятно, выберете головки с подвижной катушкой с низкой чувствительностью. Чтобы раскрыть их потенциал, нужно быть немного осторожнее. Наиболее популярным вариантом является приобретение отдельного повышающего трансформатора с характеристиками, согласованными с внутренним сопротивлением головки. Существуют трансформаторы, предназначенные для работы с “низкоомными” головками MC (3-6 Ом) и “высокий импеданс” (30-40 Ом). В сочетании с транзисторным или ламповым ММ-микшером хорошего качества вы получаете почти идеальный источник сигнала.

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Однако дорогие и высококачественные фонокаскады “все в одном” также обеспечивают отличное качество звука и при этом более просты в использовании. Как всегда в сфере High End, цена этих решений может быть любой, но в среднем имеет смысл ориентироваться на стоимость в районе 150 000 – 500 000 рублей.

Фонокаскад от A до Z. Инструкция по эксплуатации

Заключение

Независимо от того, что проигрыватель виниловых пластинок Независимо от того, какой проигрыватель вы купите, фонокаскад в значительной степени определяет, как он будет звучать. Надеемся, что эта статья поможет вам разобраться во множестве моделей и сделать правильный выбор.

Соотношение сигнал/шум: 106 дБ;

Фонокаскад: что это такое, что он делает и как он работает. Возьмем для примера TEAC PE-505.

Когда любитель музыки открывает для себя Hi-Fi (аудио высокой четкости), одним из первых, что он услышит в любом месте, будет фонокаскад. Когда вы проходите по выставке Hi-Fi и Hi-End, вы слышите со всех сторон: “Если вы подключите внешний фонокаскад, он будет играть лучше” и т.д. Давайте узнаем, для чего используются фонокаскады в домашней системе.

Фонокаскад всегда действует как предварительный усилитель. Опять же, это слово мы часто слышим и не всегда понимаем, что оно означает.

Что такое предварительный усилитель?

В общем, предусилитель – это аудиоустройство, которое “подготавливает” сигнал источника (проигрыватель компакт-дисков, виниловый проигрыватель, портативный проигрыватель, кассетный проигрыватель) для прямого подключения к усилителю мощности. Как это происходит? Предварительный усилитель усиливает мощность слабого сигнала, поступающего, например, от проигрывателя компакт-дисков, и регулирует его выходной уровень. Сигнал после такого “пит-стопа” поступает непосредственно на усилитель мощности, и там его уровень возрастает в несколько десятков раз. Это сигнал, который мы слышим через наши динамики. Существуют также специальные предусилители для проигрывателей винила. Они называются фонопредусилителями.

Зачем использовать фонокаскад?

Как мы уже говорили, фонокаскад – это, грубо говоря, специальный предусилитель для проигрывателя виниловых пластинок. Если вы подключите проигрыватель “в линию” к усилителю без фонокаскада, звука не будет. Сигнал от головки картриджа очень слабый, поэтому его необходимо сначала усилить – фонокаскад делает именно это. Это придает сигналу линейный характер АЧХ, что является важной деталью, поскольку звук на записи изначально имеет много тональных искажений. Задача фонокаскада – “подстроить” сигнал до линейной шкалы, усилить его и отправить на усилитель. Конкретный пример, TEAC PE-505, поможет нам разобраться в деталях.

Какой сигнал обрабатывается фонокаскадом?

На виниловой пластинке записывается электрический сигнал, который необходимо передать на усилитель. Мы уже говорили, что изначально сигнал нелинеен и имеет сильные тональные искажения. Записи, сделанные после 1954 года, имеют общий стандарт сигнала RIAA (Recording Industry Association of America). Однако такие лейблы, как Columbia, Decca и Victor, выпускали пластинки со своими собственными специфическими стандартами сигнала, что напрямую влияло на звук, причем не в лучшую сторону. В чем преимущества внешнего фонокаскада TEAC PE-505? На его передней панели пользователь может выбрать пресет для определенного типа сигнала: RIAA, Decca, Columbia. Каждый из них обеспечивает правильную АЧХ для данного типа сигнала. Кроме того, опытные пользователи с обширной коллекцией винила по достоинству оценят функцию EQ Curves. Все эти характеристики указывают на то, что мы имеем дело с высококлассным фонокаскадом.

Сложный? У нас есть аналогия: сомелье, дегустируя вино, использует разные бокалы, чтобы максимально раскрыть характер вина. Например, красные виноградные вина делают с объемными, “полыми” бокалами, в которых вино дышит и передает все свои свойства. Однако может случиться так, что кто-то выпьет вино из стакана с водой, и важные записи улетучатся. Я не уверен, что это хорошая идея – “переводить” вино таким образом. То же самое с сигналом: вы можете подогнать сигнал с винтажных пластинок под их особенности, а можете получить просто среднее качество. Точная настройка фонокаскада на определенный сигнал раскроет потенциал любой записи, и TEAC PE-505 – идеальный инструмент для этого.

С какими типами картриджей работает фонокаскад?

В виниловых проигрывателях используются либо MM (картридж с подвижным магнитом), либо MC (картридж с подвижной катушкой) головки. Эти два типа картриджа требуют некоторого усиления. Поэтому на рынке представлены три типа фонокаскадов: ММ-головки, MC-головки и переключаемые MM/MC. Наш испытуемый, TEAC PE-505, может работать с любым типом картриджей, поскольку в его корпусе имеется несколько каскадов эквализации и усиления. Все функции настройки для данного типа картриджа доступны на передней панели. Давайте кратко обсудим особенности фонокаскада, работающего с картриджами MM и MC.

Работа картриджа ММ

Головки с подвижными магнитами являются наиболее распространенными на рынке и встречаются в проигрывателях из широкого ценового сегмента. Фонокаскад MM имеет средний коэффициент усиления от 36 до 46 дБ. ММ головка имеет высокое сопротивление и индуктивность, поэтому ММ фонокаскад имеет впечатляющее сопротивление 47000 Ом (47кОм) на входе. Однако это значение может варьироваться от картриджа к картриджу – для этого требуется значение емкости. О чем она?

Одним из важных регулируемых параметров в MM фонокартриджах является емкость, которая измеряется в pF (пикофарадах). Это зависит от конкретного картриджа и оказывает значительное влияние на высокочастотный характер звучания. Не углубляясь в физику, скажем лишь, что емкость – это способность накапливать электрический заряд. Она варьируется от картриджа к картриджу, что означает, что регулируя емкость, можно точно сбалансировать фонокартридж и данный картридж. Опять же, сравнение с очками вполне уместно. Поэтому, если вы увидите маркировку pF на передней панели, не пугайтесь. Эта регулировка, скажем прямо, для эстетов винила и доступна на TEAC PE-505. Говоря о звуке, регулировка влияет, среди прочего, на уровень затухания высоких частот.

Работа картриджа MC

Головки с подвижной катушкой обеспечивают самое высокое качество звука, но уровень сигнала от MC картриджа самый слабый: от 0,15 мВ до 0,5 мВ (по сравнению с MM он составляет 2 или 3 мВ). Поэтому фонокаскад должен иметь высокий коэффициент усиления, порядка 60 дБ или более. TEAC PE-505 имеет регулировку импеданса для отдельных картриджей. Уровень импеданса можно проверить с помощью кнопки и аналоговой стрелки на передней панели. Пользователь имеет сбалансированное соединение между проигрывателем и фонокаскадом – ранее доступное только в студийных системах. Оптимальным проигрывателем для TEAC PE-505 является TEAC TN-5BB, о котором мы подробно рассказывали в этой статье. Вместе они образуют целостную экосистему, поскольку этот проигрыватель также сбалансирован.

Одной из важных особенностей фонокорректора TEAC PE-505 является очень низкий уровень шума для картриджей MM и MC, а также множество вариантов настройки, некоторые из которых мы обсуждали выше. Есть еще одна особенность – в этой модели используется двойное монофоническое подключение, чтобы свести перекрестные помехи к минимуму. В предусилителе реализовано множество технических возможностей, которые ранее были доступны только профессионалам в студии. Его по праву можно считать эталонной моделью.

Нас часто спрашивают, стоит ли покупать отдельный фонокаскад или использовать фонокаскад, встроенный в интегральный усилитель.

К сожалению, не каждый интегральный усилитель может похвастаться хорошим фонокаскадом. Часто его устанавливают по остаточному принципу. Конечно, с увеличением количества нулей в сетке качество предварительного усилителя возрастает, но даже в этом случае точная настройка обычно недоступна пользователю. Проигрыватель в колонке интегрального усилителя занимает очень мало места – логично, что он вряд ли может конкурировать с отдельным устройством. “Все в одном” – это удобно, но есть сомнения по поводу качества.

Отдельный фонокаскад почти всегда будет лучше, чем интегрированный фонокаскад, поскольку он предназначен исключительно для передачи очищенного и усиленного сигнала от картриджа к усилителю мощности. На примере TEAC PE-505 мы показали возможности современного, профессионально нагруженного предусилителя, который может регулировать сигнал со всех сторон. Теперь давайте поговорим о его звучании.

Что вы слышите?

Некоторые в своих обзорах называют эту модель “предусилителем для перфекционистов”. Такой вердикт относится к внутренней работе “предусилителя” и его звучанию. Мы использовали его с проигрывателем TEAC TN-5BB и усилителем TEAC AX-505, и чистота и прозрачность звучания были сразу же заметны. Вы можете услышать, насколько низкое соотношение сигнал/шум – просто поднесите иглу к пластинке, и не будет даже намека на фон или шелест. Вы хотите подойти к выступающему и послушать: действительно ли началось воспроизведение? Это можно определить по легкому, характерному трепетанию.

Встроенный фонокаскад стороннего усилителя сразу звучит “проще” по сравнению с TEAC PE-505. Создается впечатление, что колонки накрыты “одеялом”.

Характеристики TEAC PE-505

Полностью сбалансированная схема;

Переключаемые RIAA, Decca, Columbia;

Функция размагничивания картриджа MC;

Поддерживает картриджи MM и MC;

Отношение сигнал/шум: 106 дБ;

Диапазон частот: 20 – 20 000 Гц;

Переключаемая емкостная нагрузка для ММ картриджей (0, 100, 220, 330пФ);

Переключаемый импеданс для картриджей MC (10, 22, 47, 100, 220, 470, 1kΩ).

Вердикт

Несомненно, отдельный фонокаскад (в частности, TEAC PE-505) – это устройство для продвинутых энтузиастов винила, которые хотят вывести контроль над качеством воспроизведения на новый уровень. Описанная здесь модель является эталонной: пропуская через нее звук, вы можете быть уверены, что усилитель получает высококачественный сигнал, прошедший несколько этапов подготовки и усиления.

Звуковые частоты корректируются в процессе записи. В этом процессе искусственно усиливаются высокие частоты (точнее, их уровень) и искусственно понижаются низкие частоты. Это предотвращает соскальзывание иглы с дорожки во время воспроизведения. Это также минимизирует шум.

Для чего он используется

В процессе записи происходит коррекция частот звука. В этом процессе высокие частоты искусственно повышаются (или усиливаются на высоких частотах), а низкие частоты искусственно понижаются. Это предотвращает соскальзывание иглы с дорожки во время воспроизведения. Это также минимизирует шум.

При воспроизведении виниловой пластинки сигнал инвертируется.: восстанавливается спектральный состав, при этом низкие частоты повышаются, а высокие понижаются. Общий уровень сигнала также регулируется в соответствии со стандартом, требуемым для линейного входа. Именно за этот процесс отвечает фонокаскад. фонокаскад.

Поскольку фонокаскад по своей природе способен обрабатывать даже минимальные сигналы, любая обратная связь от сети будет иметь значительный эффект. В оборудовании Hi-класса источник питания часто является внешним. Экспериментаторы и заядлые аудиофилы иногда предпочитают питать фонокаскад от батареек или даже аккумуляторов.

Подключение к головке картриджа

Как известно, все фонокорректоры можно разделить на ламповые и полупроводниковые. Однако ламповые устройства не способны принимать сигнал от MC-головки без повышающего трансформатора.

В современных проигрывателях используются как MM, так и MC картриджи. По этой причине теперь доступны специальные транзисторные модели как для MM, так и для MC головок, а также гибридные фонокаскады, в которых тип головки может переключаться независимо, если это необходимо.

Самые крутые и продвинутые фонокаскады предлагают возможность установки необходимых параметров, что в свою очередь обеспечивает наиболее точную и аккуратную коррекцию АЧХ.

Поскольку фонокаскад по своей природе способен обрабатывать даже минимальные сигналы, любая обратная связь от сети оказывает значительное влияние. В оборудовании Hi-класса источник питания часто является внешним.

Экспериментаторы и заядлые аудиофилы иногда выбирают питание фонокаскада от аккумуляторов или даже батареек.

Фонокаскад – Электронное устройство, используемое для коррекции амплитудно-частотной характеристики в записях. Синонимы для фонокаскада: фонопредусилительфононный предусилитель), предусилитель-корректор.

Что такое фонокаскад?

Фонокаскад – Электронное устройство, предназначенное для коррекции амплитудно-частотных характеристик записи. Синонимы для фонокаскада: фоно предусилительфононный предусилительPhono preamplifier), предусилитель-корректор.

Фонокаскад – это преобразователь звука виниловой пластинки, поскольку звук на виниловой пластинке технически записан не так, как на компакт-диске или другом носителе. Если подключить проигрыватель без фонокаскада напрямую к усилителю или музыкальному центру, звук будет едва слышен даже при самом дальнем регуляторе громкости и практически без басов. Включение фонокаскада сразу же решает эту проблему.

Многие бюджетные проигрыватели имеют встроенный фонокаскад, но по звуку они проигрывают своим настольным аналогам. Если фонокаскад вашего проигрывателя является переключаемым, это хорошо. Поэтому со временем вы можете купить хороший и поставить его в тракт между проигрывателем и усилителем (ресивером).

Усилители (особенно старинные) часто также имеют встроенный фонокаскад. Звуковой вход в них обозначен “фоно”, а в советских усилителях, насколько я помню, “звукосниматель” или “фоно”. Если у вас нет фонокаскада или встроенного фонопроигрывателя, проигрыватель должен быть подключен к этому входу. Если имеется фонокаскад, проигрыватель можно подключить к любому другому входу.

Встроенные фонокаскады в усилителях на порядок лучше встроенных в проигрыватели, но обычно, если речь не идет о бюджетном классе, они проигрывают своим настольным аналогам.

Фонокаскады делятся на MM и MC типы. Что это такое?

Проблема выбора фонокаскада для проигрывателя тесно связана с другой проблемой: проблемой фонокартриджей и фононаконечников. Дело в том, что современные проигрыватели оснащены двумя типами головок – MM и MC. Не будем углубляться в технические термины и скажем, что МС считаются лучше звучащими устройствами, но они также намного дороже. Большинство проигрывателей винила слушают пластинки через стандартные ММ картриджи. Большинство проигрывателей, продающихся в магазинах, оснащены MM-картриджами. Потому что MC – это другой ценовой уровень (MC-картриджи должны подходить к вертушкам и всей звуковой системе), и не всем это нужно.
Поэтому перед покупкой фонокаскада следует выяснить, какая головка у вашего проигрывателя – MM или MC.

Фонокаскад доступен в вариантах MM, MC и даже с переключателем MMMS.

Если вы не планируете менять головку на своем проигрывателе с MM на MC, то имеет смысл обратить внимание на MM фонокаскад. Примечание: не все MM проигрыватели могут быть оснащены MS, бюджетные проигрыватели обычно имеют только MM головки.
Если в ближайшем будущем вы планируете сменить картридж с MM на MC, стоит поискать фонокаскад с возможностью переключения с MM на MC и наоборот.

Теперь о стационарном фонокаскаде. Здесь тоже все более или менее понятно: обычно чем дороже игрушка, тем лучше. Но, если говорить о соотношении “цена-качество”, то и здесь есть свои подводные камни.

К ним можно отнести европейские фонопредусилители Pro-Ject. Например, проигрыватель Pro-ject.

Изначально, после использования бюджетного фонокаскада, встроенного в мой усилитель, этот фонокорректор Pro-ject оказался очень приятным в использовании. Но потом я постепенно пришел к выводу, что звук в нем все-таки бюджетный, немного скучный. Конечно, все можно познать в сравнении, но у более дешевых китайских фонокаскадов no-name с этим проблем нет.

А если выбирать по соотношению цена-качество, то лучше купить проигрыватель Никитина – English Creek obh-18. Вообще CREEK – хорошее место для поиска – у них есть и другие проигрыватели.

Существуют также трубчатые варианты. На них, конечно, звук лучше, чем на вышеупомянутых вариантах.

Однако трубки – это отдельная тема. Они смягчают общее звучание и хорошо передают детали и нюансы сцены. Однако в ценовом диапазоне ниже 700 долларов эти же лампы немного урезают бас. Если кто-то слушает рок, то, на мой взгляд, трубки в этой ценовой категории не подходят, лучше слушать без них – звук слишком мягкий, не характерный для рока. Блюз звучит лучше с лампами. Остальные стили очень хорошо воспроизводятся с помощью труб. Электроника, вокал, классика, инструментал, оркестр, джаз. – Здесь лампы вообще вне конкуренции (но это, вероятно, следует обсудить в разделе “акустика и усилители”). Хотя, возможно, это зависит от урочища. В этом случае, если трубка китайского типа (это видно по маркировке названия трубки, которая отличается от западной и советской), имеет смысл заменить ее хотя бы на старые советские аналоговые трубки (сейчас на рынке много неиспользованных советских трубок) – вы сразу услышите огромную разницу в звучании. Западные типы трубок играют еще лучше – но имеют более высокую цену.

Обычные головки MC с эллиптической иглой (high-end в виниле) стоят не менее 300 долларов. И выше. Но все дело в иглах: есть сферические (бюджетные) и эллиптические (продвинутые). Люди, которые долгое время занимались винилом, говорят, что эллиптический тренажер определенно лучше. Но на большинстве вертушек с рынков в штате стоят ММ. Поэтому эллипс MC нужно покупать отдельно, по согласованию с продавцом – чтобы он подходил к типу проигрывателя.

Читайте далее:
Visited 4 times, 1 visit(s) today